Интегрированный урок русского языка и информатики в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Создать условия для необходимости проверки способа нахождения орфограммы слабой позиции в окончаниях глаголов; развивать у учащихся навыки грамотного письма ( орфографическую зоркость), внимание к правильному употреблению слов с учетом их соматической (смысловой) сочетаемости, развивать умение строить предложение и текст.
  2. Создать благоприятные условия для положительного психологического настроя на рефлексивную работу.

Тип урока: Решение частных практических задач.

Этапы построения урока:

1 этап: Слово как минимальная единица речи.

2 этап: Предложение как смысловая единица языка.

3 этап: Работа с текстом.

Оборудование: Компьютерный класс, диск “Семейный наставник”русский язык 3-й класс, набор слов на доске.

ХОД УРОКА

I этап

На данном этапе речь ведём о слове. Какое значение несёт слово в нашей речи. Предлагается из набора букв составить слово – глагол, а затем изменить его по лицам для проверки орфограмм слабых позиций в окончании глаголов по найденному способу проверки, записать эти слова в тетрадь. Здесь мы наблюдаем, как дети хорошо владеют способом проверки орфограмм в отдельно взятых словах.

Например: Образование слова из набора букв.

У Д Й (дуй)

У - Измените это слово по лицам:

(Ду?шь, ду?те, дуют, дую, ду?м)

У - Ребята, в некоторых словах я вместо букв поставила пропуск т.к я сомневаюсь в правильном написании букв в окончаниях глаголов. Помогите мне. Как будете действовать?

Д - нужно воспользоваться способом проверки орфограмм слабых позиций в окончании глаголов, если способ работает в слове, значит, вписываем правильную букву в слове.

Запишите эти слова через запятую, а орфограммы подчеркните.

2 этап

На этом этапе мы переходим на более сложную смыслоразличительную единицу речи на предложение. Здесь мы наблюдаем за конструированием предложения, как дети способны находить орфограммы в зависимых друг от друга словах. Как орфографически грамотно запишут его под диктовку (комментированное письмо).

Например:

У - Ребята, вы написали набор слов или предложение?

Д - мы записали набор слов.

У - Чем отличается набор слов от предложения?

Д - Предложение выражает законченную мысль.

На доске даны слова. Нужно составить предложение (КАТАТ?СЯ, САНОЧ?КИ, И, ЛЮБ?ШЬ, ЛЮБИ, В?ЗИТЬ).

Комментированное письмо. Запись предложения с доказательствами орфограмм. (ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ)

Физминутка. Для пальчиков (Сороконожки).

Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали друг друга повстречали
Так друг друга обнимали, так друг друга обнимали,
Что едва мы их разняли.

3 этап

Заключительным этапом данной работы является работа с текстом как с самой большой и значимой единицей нашей речи. Этот вид работы направлен на ориентацию и нахождение слабых позиций в окончании глаголов в контексте. Здесь ребята работают с электронным текстом – тестом, проверяют правильность выбранного способа проверки орфограмм, развивают умения работать с компьютером. Эта работа требует большего внимания и анализа собственных действий и решений.

Например:

У - Ребята, в словах и предложениях вы хорошо проверяете слабую позицию в окончании глаголов. Давайте поработаем с текстом. Перед вами дан набор предложений или текст? Поработайте с этим текстом. По окончании работы получите результат, если работа выполнена правильно, то свою помощь можете оказать другим ребятам ,если не правильно, можно обратиться за помощью.

- Молодцы, вы хорошо справились с работой, теперь точно можно сказать, что вы хорошо владеете способом проверки орфограмм слабых позиций в окончании глаголов.

- Вам понравился такой вид работы? (Ответы детей)

- Чем полезен и ценен этот урок для вас? (Ответы детей)

- Нам уроки такого типа нужны? (Ответы детей)

P.S. Задания для работы на компьютере можете выбрать по вашему усмотрению. Это зависит от уровня готовности вашего класса.