Население США

Разделы: География


Цели:

  1. Раскрыть особенности формирования американской нации.
  2. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы.
  3. Создать условия для развития у школьников критического мышления, самостоятельности при получении знаний, рефлексивной деятельности, выработке своего мнения.

Оборудование: тетради, Атласы, электронное пособие по географии для 10-го класса, текст для работы с пометками.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Ребята, как вы думаете кто такие американцы?

1-й этап “Вызов”

1. Какие ассоциации вызывает у вас слово “американец”?

2. Запишите в тетради все, что вы можете сказать о населении США.

3. Обменяйтесь мнениями в парах

4. Начертите в тетради маркировочную таблицу с тремя одинаковыми вертикальными колонками. (Учитель вычерчивает на интерактивной доске таблицу)

Знаю Хочу знать Это для меня новое
     

5. В левой колонке таблицы запишите все то, что вы знаете о населении США.

6. Впишите в левую колонку таблицы, которая представлена на доске и у вас в тетради все, что наш класс знает о населении США.

Для этого каждый из вас по очереди должен зачитать свои данные из левой колонки своей тетради.

По ходу чтения учащиеся записывают в свою тетрадь новые данные о населении США.

2-й этап “Осмысление”

1. Вспомним, что такое этнос или нация?

2. Можно ли сказать, что американцы представлены одним этносом?

Для осмысления этого вопроса, вспомните формирование населения США с момента открытия Америки Христофором Колумбом

 1492 год

 

 Христофор Колумб

Открытие Америки

 

3-й этап “Чтение с пометками”

Учащимся предлагается текст и объявляется время, в течение которого каждый, работая самостоятельно, читает и делает на полях текста заметки: “знаю”+, “противоречит моим первоначальным представлениям” -, “хочу знать” V, “это для меня ново”!

Текст

Начало формирования американской нации положила иммиграция.

1-й Начальный этап иммиграции от появления первых переселенческих колоний до образования США в 1786 году и далее до 1820 года. На этом этапе основную массу составляли выходцы с Британских островов – англосаксы и шотландцы. Именно их “настоящими американцами” называл первый президент США Джордж Вашингтон.

И в последующие этапы эмиграции все прибывающие на материк попадали в “плавильный котел” и американизировались на американский лад.

Именно белое большинство положило начало “белым” американцам, которые составляют сегодня основу американской нации.

Чета Клинтон

В XVII Америка заселялась неграми, завезенными из Африки для работы на плантациях Юга.

 

Во второй половине XX века США, будучи крупнейшим мировым центром экономики, интенсивно заселяется латиноамериканцами, японцами, китайцами.

Латиноамериканские дети

И все быстрее сокращается исконное население США: индейцы, эскимосы, гавайцы.

 Эскимос

Индейцы

А ныне современные американцы (кроме немногочисленных коренных жителей-индейцев, эскимосов, алеутов и гавайцев)-это потомки выходцев из Европы, Африки, Китая, Индии, Японии, Филиппин и др., где основной составной частью американской нации является испаноязычная община (более 40 млн.чел)

Отсюда,

американцы европейского происхождения составляют - 80%

африканского происхождения - 12%

латиноамериканского происхождения - 4,5%

азиатского происхождения - 2,9%

индейцы, эскимосы, алеуты - 0,6

Американцы сегодня

1. На основе работы с текстом, учащиеся заполняют таблицу.

2. Идет обсуждение данных и заполнение таблицы.

3. Обсуждение данных всем классом и заполнение таблицы на доске.

4. По ходу заполнения второй колонки таблицы учащимся предлагается подготовить сообщение по тому или иному возникшему вопросу.

4-й этап “Рефлексия”

Так, кто же такие американцы?

Для “отцов-основателей” США и создателей конституции страны это понятие определялось прежде всего принадлежностью к “англосаксонской расе”. Еще первый президент США Джордж Вашингтон писал об “истинно американском характере” как неотъемлемой черте нации.

Однако, по мере увеличения притока неанглосаксонских, а затем и вовсе “небелых” иммигрантов положение стало изменяться.

Характерно, что во время переписи населения в 1990 году на вопрос “Каково ваше этническое происхождение?” только 5% опрошенных ответили, что они просто американцы. Вот почему на вопрос “Что значит быть американцем?” односложно ответить вряд ли удастся кому.

Значит, нам есть чем гордиться! Гордиться своими корнями, уходящими в далекое прошлое Киевской Руси, Русского, а затем Российского государства с гордым именем – россияне!

Далее учитель предлагает использовать методику “Незаконченные предложения”.

1. Сегодня на уроке мне удалось…

2. Если бы в истории мира не было США …

3. На мой взгляд, США – это ….

4. Самым интересным для меня на уроке было…

5. Я думаю, что США…

6. Для России США…

5-й этап “Домашнее задание”

Закрепить знания полученные на уроке.

Составить электронные презентации о народах США.