Урок-путешествие по теме "Площадь. Площади прямоугольника и квадрата"

Разделы: Математика


Цели урока:

1. образовательные:

  • актуализировать знания учащихся о площади, полученные в начальной школе;
  • сформировать понятие о площади и её свойствах;
  • ввести понятие равных и равновеликих фигур;
  • дать представление о способе измерения площадей, основанном на сравнении с единицей измерения;
  • сформулировать правила вычисления площадей прямоугольника и квадрата;
  • начать формировать навык применения изученного теоретического материала.

2. развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление и речь;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умения и навыки исследовательской работы.

3. воспитательные:

  • воспитание интереса к математике;
  • воспитание активности;
  • воспитание аккуратности и точности при выполнении упражнений.

Оборудование урока: компьютер с установленной презентацией, мультимедийный проектор; карточки для учащихся.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята. Приближается один из самых любимых праздников, как для детей, так и для взрослых - Новый год. В эти дни каждый надеяться на чудо, на исполнение желаний. Каждому хочется хоть на миг оказаться в сказке. И сегодня я могу вам предоставить такую возможность. Вы хотите попасть в волшебную страну

" Предновогодье"? (Дети отвечают). Тогда приглашаю вас в путешествие. Чтобы попасть в эту страну надо иметь входной билет. У меня он есть, а у вас нет, поэтому, если вы согласились путешествовать вместе со мной каждый должен купить для себя такой билет.

1этап. Импровизированная покупка билетов - разминка, актуализация знаний учащихся о площади, полученные в начальной школе.

Работа со слайдами 3 - 9.

Учитель. Молодцы, ребята! Добро пожаловать в "Предновогодье"!

Ой! А что это? (Дети отвечают: "Замок"). Так по какой же нам дороге пойти, чтобы запертую дверь обойти?

Поможет нам в выборе дороги кроссворд.

Работа со слайдом 14.

Учитель. Итак, ребята мы пойдём с вами пойти по дороге " Математика". Чтобы её успешно пройти нам надо набраться сил, подкрепиться. А поможет нам в этом сказочная столовая с волшебным названием " Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата"

2этап. Математическая столовая - изучение нового материала.

Работаем со слайдами 16 - 22.

Учитель. Наконец - то мы добрались до царства Деда Мороза. Обратите внимание, какой прекрасный у него замок! Не хотите заглянуть в него? (Дети отвечают: "Хотим")

3 этап. Знакомство с замком - закрепление изученного материала.

Учитель. Сначала пройдёмте, посмотрим гостиную и столовую.

Работаем со слайдом 24.

Учитель. Какой огромный стол у Деда Мороза! Подойдём к нему поближе.

Работаем со слайдом 25, задача 3.

Учитель. Обратите внимание, из окон столовой хорошо виден сад Деда Мороза. Прогуляемся по нему.

Работаем со слайдом 25, задача 4.

Учитель. Надышались свежим, морозным воздухом? Пора продолжить путешествие по замку Деда Мороза.

Перед вами три зала, в которых обычно Дед Мороз проводит новогодние праздники вместе со своими гостями. В этом году он решил отпраздновать свой любимый праздник в зале, имеющим самую большую площадь. Помогите Деду Морозу выбрать нужный зал.

Работаем со слайдом 26. (1 вариант разбираем всем классом, а 2 и 3 - по вариантам

(каждому учащемуся выдаётся карточка)).

Учитель. Я благодарю вас за правильное решение - это действительно зал варианта 1. А сейчас поможем Деду Морозу посчитать сколько метров волшебной скамейки надо ему приготовить для гостей, если скамейка будет стоять по периметру большего из залов? (Дети считают).

Со скамейкой разобрались. Но у деда Мороза снова проблема: он никак не может посчитать, сколько килограммов волшебной краски ему надо приготовить, чтобы обновить свою любимую картину. Поможем Дедушке Морозу?

Работаем со слайдом 28.

Учитель. Посмотрите, какие красивые гирлянды для украшения зала приготовил Дед Мороз!

Работаем со слайдом 29.

Учитель. Для украшения зала приготовлены не только гирлянды, но и украшения для стен зала.

Работаем со слайдом 30.

Учитель. К праздничному столу Дед Мороз обычно заранее готовит свой сказочный, волшебный торт. Хотите хоть издали взглянуть на него? (Дети отвечают: "Да").

Работаем со слайдом 31.

Учитель. Вот и заканчивается наше путешествие в один из уголков " Предновогодье" - царство Деда Мороза.

Ребята, вы хотели бы продолжить путешествие по стране " Предновогодье"? (Дети отвечают "Да")

Чтобы вы хотели с сегодняшнего путешествия взять с собой в следующее, а что оставить?

Завтра отправимся в гости к Снеговику. Приготовьте для него интересные задания по теме " Площадь. Площадь прямоугольника и квадрата" и выполните задание

(Слайд 33).

За работу на уроке выставляю оценки и помимо оценки каждому из вас даю фигурки Деда Мороза, их количество зависит от того, какую оценку получили.

Сохраните фигурки. Они вам пригодятся на праздничном Новогоднем аукционе.

До свидания, ребята.

При подготовке урока были использованы:

  1. учебник авторской группы Виленкин Н. Я. и др. " Математика - 5";
  2. поурочные разработки по математике 5 класса к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, составленные Поповой Людмилой Павловной.