Урок математики в 4-м классе по теме "Связь между величинами: скорость, время и расстояние"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Закрепить знание связи между величинами (скоростью, временем, расстоянием).

2. Совершенствовать вычислительные навыки.

3. Формирование потребностей выполнять ПДД.

Оборудование: доска, учебники М. Моро "Математика 4" 2008 г., карточки с единицами измерения времени, скорости, расстояния, слова "скорость", "время", "расстояние".

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Игра "Путаница".

На карточках написаны единицы измерения скорости, времени, расстояния: см/с, м/мин, дм, м, ч, мин, км/ч, км, с.

Задание: распределить карточки по величинам.

Один ученик выполняет работу у магнитной доски, а остальные - в тетради.

Скорость Время Расстояние
см/с ч дм
м/мин мин м
км/ч с км

III. Постановка цели урока.

Учитель. Взаимосвязаны ли между собой скорость, время, расстояние?

Дети. Да.

У. Как?

Д. s=v * t, V=s: t, t=s: v

У. Сегодня мы убедимся, что эти величины взаимосвязаны между собой.

IV. Новая тема.

У. Мы живем в селе. Какое расстояние до города? Какие данные нужны, чтобы найти расстояние?

Д. Скорость, время

У. Поедем в город на автобусе. Какова разрешенная максимальная скорость для школьного автобуса на трассе?

Д. 60 км/ч

У. Сколько времени он едет до города?

Д. 10 мин

У. Как найти расстояние?

Д. Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.

У. Можем ли сразу найти расстояние?

Д. Нет. Нужно км/ч преобразовать в м/мин

Решение:

60 км/ч = 1км/мин

1* 10=10 (км)

Ответ: расстояние до города 10 км.

Задача оформляется в таблице на доске.

v t s
60 км/ч 10 мин ?
     

У. Решим следующую задачу.

Из города в село поедем на лыжах со скоростью 200м/мин. За какое время мы доедем до села, если расстояние между городом и селом 10 км?

Д. t=s: v

Ученики решают задачу, выполнив преобразования.

Дополняется таблица на доске.

У. Путешествие продолжим пешком. Расстояние между городом и селом 10 км. Этот путь мы прошли за 2 часа. С какой скоростью мы шли?

Д. V=S:t

Итоговая таблица выглядит так.

v t s
60 км/ч 10 мин ?
200 м/мин ? 10 км
? ч 10км

Обобщение. Вывод.

У. Рассмотрим таблицу на доске.

Почему одно и тоже расстояние преодолеваем за разное время.

Д. Скорость разная. На автобусе быстрее доехали, так как скорость 1 км/мин. На лыжах времени больше потратили, потому что скорость у лыжника меньше, чем у автобуса. А пешком потребовалось 2 часа, т.к. скорость 5 км/ч или это 83 м/мин.

V. Физминутка.

 

VI. Закрепление пройденного.

У. Самостоятельно найдите расстояние от вашего дома до школы. Каждый из вас знает, сколько времени тратит на дорогу. Средняя скорость человека равна 80 м/мин.

Какое расстояние до школы у Любы? Саши? Антона? Никиты?

Построим схему движения Любы и Никиты до школы.

У. Никита и Люба живут рядом. Расстояние до школы одинаковое. Почему они приходят в школу в разное время, хотя выходят из дома в одно и то же время?

Д. Скорость у Любы больше, чем у Никиты, поэтому времени на дорогу тратит меньше, чем Никита.

У. Какой вывод?

Д. Одно и тоже расстояние можно пройти за разное время. Если скорость движения тела увеличится, то время, потраченное на преодоление расстояния, уменьшится. Если скорость движения уменьшится, то время, потраченное на преодоление расстояния, увеличится.

Творческое закрепление умений.

На доске записи.

  • Скорость теплохода-30-40 км/ч
  • Скорость вертолета -200-260 км/ч
  • Скорость голубя- 62 км/ч
  • Скорость автобуса-40-60 км/ч
  • Скорость пешехода-5 км/ч

У. С запада на восток республика Татарстан протянулась на 460 км, с севера на юг - 290 км. Длина реки Кама 1805 км, а в пределах Татарстана - 380 км. Длина реки Волга 3530 км, а в пределах Татарстана - 177 км.

Используя эти данные, составьте задачи на движение.

VII. Отработка умений.

У. Что мы можем найти, выполнив эти арифметические действия?

  • 76х4
  • 200:4
  • 73-66
  • 2459+11567

Д. Умножением можем найти расстояние; делением - скорость, время; вычитанием можно сравнить скорости, расстояния; сложением определяем общее расстояние.

Решите примеры.

№ 483 стр.95.

VIII. Подведение итогов.

У.

  • Кто у нас в классе сегодня работал хорошо?
  • Кто справился со всеми задачами?
  • Какие задачи понравились?

IX. Задание на дом.

Составить задачи на нахождение скорости, времени, расстояния, используя данные учебника стр. 98.