Урок обучения грамоте по теме "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы" (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. познакомить детей со звуками (ы), (и).
  2. научить различать их в словах и обозначать соответствующими буквами. Буквы ы, и - как ориентиры чтения.
  3. воспитывать любовь к природе
  4. расширять кругозор.

Ход урока.

1. Орг. момент (песня птиц).

Ребята, попасть на наш урок нам поможет волшебная музыка. Наполним себя энергией леса, чтоб быть внимательным, чтобы хорошо слушать и слышать учителя, товарищей своих и чтоб у вас на уроке получилось.

-Сейчас уже такого многоголосье нет.

-Как вы думаете почему?

-Но прощаясь с нами они оставили, нам вот такую песню (показ, нот).

-Мы узнаём, что хотели пропеть нам птички, выполнив все задание урока.

2. Сообщение темы урока.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с последними гласными звуками (ы), (и), и поучимся обозначать их буквами на письме.

3. Логопедическая минутка.

-А с начало разомнём наш язык.

4. -Итак начнём выполнять задание.

Девица мастерица.

Всё суетятся приняться за дело да наряд надели.

К тёмному платьицу, передник жёлтый да шапчонку шёлковую.

(синицы).

-А птицы улетают в теплые края.

-Как вы думаете легко ли птицам в наших суровых условиях?
= 0 = 0-0 (схема).

-Какой гласный звук в первом слоге (и).

-А где в этом слове ещё такой же звук? (во 2 слоге).-

-Гласный звук (и) мы будем обозначать буквой И (показ).

-На что похожа буква И (показ).

А почему мы видим 2 буквы?

-А какой последний звук в этом слове (ы), мы будем обозначать буквой Ы.

-А почему здесь одна?

-Ребята, а какую команду даёт буква и согласному,

-а буква Ы.

-Звучит звук (у).

-Давайте поймаем этот звук (у), нашли букву, которая обозначает этот звук, нажмём точкой возле этой буквы и оживим её.

-И так мы уже узнали первую нотку нашей песни.

5. -Идём дальше.

-Ребята, гласные ведь у нас командиры.

-Наши гласные дают команду согласным, читайся твёрдо.

-А какие дают команду читайся мягко?

-Куда мы поместим букву И?

–А букву Ы?

-А где место, на ленте букв.

-Звучит звук (м). найдём картинку (картинка-мышь), в которой первый звук (м) поставим точку и оживим, а теперь соединим первый звук песенки со вторым звуком.

-Идём дальше.

-Будем волшебниками, будем превращать, из одного предмета делать много.

(картинки).

Шар-шары.

-С помощью какого звука мы это сделали, и какой буквой мы его обозначим. День - дни, стол-столы, конь-кони, тень-тени, гриб-грибы(буквы карточки).

-Вы будите показывать букву и или ы, которая будет обозначать добавленный звук.

-звучит звук (н).

Давайте, соединим ещё одну нотку.

6. Чтение слогов.

мы, ны, лы, ры. Ми, ни, ли, ри.

-договариваем до слова, -мышка; мыло, мысль,

-мимика, микстура, минута,

-нитка, нищий, низок,

-нытик, нырнуть, ныряльщик,

-лыжи, лыжник, лысый,

-лиса, липа, липкий,

-рыба, рыжий, рысь,

-рис, рисунок, риск,

-звучит звук (и).

7. Игра «День и ночь».

 -В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (МЕЛ).

. е .

. ы .

. и .

-Говорит, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался (СОМ).

. о . . а .

. ын

. он

- Звучит звук (ц).

8. Чтение скороговорки.

Иголка, иголка, ты остра и колка.
Иней лёг на ветви ели
Иглы за ночь побелели.

- чтение.

- чтение гласных.

- повторим.

- повторяем с помощью бегунка.

- кто хотел бы повторить.

- а кто может быстрее, (ы).

-А теперь давайте послушаем эту песенку, соедините

9. Итог.

- Для каждого из вас эта песенка звучала по-разному.