Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века"

Разделы: Русский язык


Тема: «Главные члены предложения»

Задачи:

  • введение понятий «подлежащее», «сказуемое» - главных членов предложения;
  • отработка алгоритма поиска главных членов предложения;
  • развитие аналитической деятельности;
  • воспитание познавательных интересов, ответственности за роль в сотрудничестве;
  • воспитание культуры труда и письма, любви к родному языку.

На уроке реализуются:

  • коммуникативно-деятельностная составляющая через сотрудничество в парах (распределение обязанностей, согласование точек зрения и другие взаимодействия с учителем и обучающимися);
  • предметно-информационная составляющая через введение понятий «подлежащее», «сказуемое»;
  • ценностно-ориентационная составляющая через воспитание ценностей: выбора и ответственности.

Материал к уроку:

Оборудование: для учителя:

  • карточки со словами: подлежащее, сказуемое, главные члены предложения, кто? что? что делает? что сделал? что будет делать?
  • портрет М.В.Ломоносова, выставка его книг, в/запись с сообщением библиотекаря о вкладе М.В.Ломоносова в области языка.
  • таблица с буквой Г г для минутки каллиграфии.
  • таблица (алгоритм поиска подлежащего и сказуемого – главных членов предложения.)

Алгоритм поиска главных членов предложения

  1. Ответь на вопрос: О ком или о чём говорится в предложении? Найди подлежащее.
  2. Проверь, отвечает ли слово (подлежащее) на вопросы: кто? или что?
  3. Ответь на вопрос: Что говорится о подлежащем? Найди сказуемое.
  4. Проверь, отвечает ли слово (сказуемое) на вопросы: что делает? что сделал? что будет делать?

Оборудование для учащихся:

  • разноуровневые дидактические карточки, карточки – справочники-для работы в парах;
  • алгоритмы поиска главных членов предложения;
  • сигнальные карточки трёх цветов «светофоры»;
  • карточки с опорными грамматическими основами для домашнего задания.
  • Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся четырёхлетней начальной школы: в 2 ч. – Часть 1./С.И.Иванов, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана – Граф, 2007.- Начальная школа XXI века.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит, у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща, удастся решить любые задачи.

2. Актуализация знаний.

а) минутка каллиграфии.

Учитель: Отгадайте загадку. В слове-отгадке вы найдёте ту букву, которую будем прописывать.

Под кочкою крошка –
Только шапка да ножка.
(гриб)

Интересующая нас буква начинает слово. Назовите букву.

Дети: «Гэ».

Учитель: Дайте характеристику звуку.

Дети: Буква «Гэ» обозначает согласные звуки [г] и [г'], звонкий парный.

На доске: Гг гг Гг ггг Гг гггг

Учитель: Найдите закономерность и продолжите ряд до конца строки. Выскажите предположение, какую пользу принесёт выполнение этого задания.

Дети: Отработка соединения букв, безотрывного письма, скорописи, глазомера.

Учитель: Подчеркните самые лучшие написанные вами группы букв, сравнивая с образцом.
(образец – на доске)

б) тест-игра «Угадай правильный ответ».

Учитель: Я читаю предложение, вы записываете его номер, и если соглашаетесь с данным утверждением, то ставите рядом +, если не согласны, то ставите -.

«-» 1) Речь бывает устная, печатная, письменная.

«+» 2) В конце предложения ставится точка,! или?

«+» 3) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

«-» 4) Предложение, в котором содержится вопрос, называется повествовательным.

«+» 5) Главные члены предложения иначе называются грамматической основой.

Самопроверка: 1 -, 2 +, 3 +, 4 -, 5 +. (с доски)

3. Введение в тему, постановка учебной задачи.

Учитель: Внимание на доску:

Учитель: Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, составьте слова из слогов в каждой строчке.

Дети: Главные члены предложения.

Учитель: Сегодня на уроке мы откроем новые грани этой темы и узнаем о том, как называются главные члены предложения и научимся их отыскивать.

4. Составление алгоритма поиска главных членов предложения.

Учитель: Что вы узнали из прошлого урока о главных членах предложения?

Дети: Без главных членов предложение не может существовать.

Учитель: Почему?

Дети: Потому что главные члены передают смысл предложения.

Учитель: А сейчас, приоткрыв дверцу рубрики «Тайны языка», мы узнаем, как называются главные члены предложения. Запишите предложение: Лодка плывёт по озеру. (Учащийся на доске).

Чтобы найти главные члены предложения, я задаю вопрос: «О ком или о чём говорится в предложении?»

(Начинаем составлять алгоритм – вывешиваю карточку «О ком или о чём говорится в предложении?»)

Дети: В предложении говорится о лодке.

Учитель: Лодка – это подлежащее, оно называет то, о чём говорится в предложении. Поставьте вопрос к слову лодка.

Дети: Что? – лодка. (вывешиваю карточку «Проверь вопрос – что?» )

Учитель: Правильно, подлежащее лодка подчёркивается одной чертой аккуратно по линейке.

А сейчас необходимо найти то слово, которое сообщает нам, что говорится о подлежащем. Что делает лодка? Поставьте вопрос от слова лодка.

Дети: Лодка (что делает?) плывёт. (Вывешиваю карточку «Проверь вопрос – что делает»).

Учитель: Правильно, этот главный член предложения называется сказуемое и его подчёркивают двумя чертами.

Обобщение: У нас появился алгоритм, пользуясь которым, легко отыскать подлежащее и сказуемое, т.е. главные члены предложения.

Учитель: Сравните составленный алгоритм с тем, который авторы учебника поместили на
стр. 51. (Сравниваем, дополняем вопросами: Кто? Что делал? Что будет делать?)

5. Физкультминутка.

Учитель: Если я читаю восклицательное предложение, то вы хлопаете дважды в ладоши над головой, если – вопросительное, то вы выполняете по два наклона в стороны, руки на пояс, если – повествовательное, то – дважды выполняете «пружинку» (полуприседание).

6. Первичное закрепление.

а) закрепление по стр. 51 учебника (коллективно, один учащийся на доске).

Учитель: Запишите предложение: Оля связала бабушке шарф.

Используя карточки с алгоритмом, лежащие у вас на партах, учимся находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

б) выполнение упр. 1 на стр.52 (ученики поочерёдно выполняют упражнение у доски с подробным комментированием.)

7. Работа над рубрикой «Путешествие в прошлое», стр. 53. Знакомство с историей слов «подлежащее» и «сказуемое». (Включаю видеозапись, вывешиваю портрет М.В.Ломоносова).

8. Закрепление. Работа в парах. (Разноуровневые задания.)

Учитель: Вспоминаем правила успешной работы в парах.

Дети: Уметь договариваться с соседом по парте, как будем выполнять задание, работать тихо, не мешать остальным, помогать друг другу.

Учитель: Успешно выполнит задание та группа, в которой каждый работает правильно и быстро. (на столах карточки с заданиями (белого цвета), карточки – справочники для проверки выполненной работы (зелёного цвета), «светофоры».

1 уровень: Грамотно постройте предложения. Спишите их. Подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя.

Белка сушит бельё. Ветер сушит грибы.

2 уровень: Спишите и правильно подчеркните главные члены предложения.

Белка тащит в дупло орехи.

а) контроль над ходом работы; (Дозированная помощь учителя по мере необходимости).

б) самопроверка по карточкам-справочникам;

в) рефлексия. (Перечислите выполняемые в паре действия. Что получилось, а над чем ещё надо поработать?)

9. Домашнее задание. (дифференцировано)

Всем: запомнить алгоритм – стр. 51.

По выбору:

  1. Стр. 52 упр. 3.
  2. Написать небольшой рассказ по опорным грамматическим основам: наступила осень, льёт дождь, деревья опустели, дуют ветры.

10. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали о главных членах предложения?

Дети: Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Учитель: Что нужно сделать для того, чтобы найти подлежащее?

Дети: Чтобы найти подлежащее, надо поставить вопрос - О ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы – кто? или что?

Учитель: Как найти сказуемое?

Дети: Чтобы найти сказуемое, надо поставить вопросы от подлежащего что делает? что делал? что будет делать?

Учитель: Что показалось трудным?

Дети: Труднее отыскать подлежащее, но сегодня я уже лучше справляюсь с этим заданием.

Учитель: Что понравилось на уроке?

Дети: Выполнять более трудные задания, работать в парах.