Обучение школьников публичному выступлению

Разделы: Русский язык


В последнее время много говорят и пишут о модернизации российской системы образования. Это сложный процесс, результативность которого зависит и от качества учебников, и от школьных программ, и от успешной их реализации. Наряду с традиционным обучением, которое строится по принципу приобретения информации, её усвоения и воспроизведения, педагог стремится выявлять и корректировать личный опыт каждого ученика, его способности, предоставлять ему возможность выбора материала, который ему удобен для работы в соответствии с его интересом. Меняется позиция ученика, для которого становится важным демонстрация собственного жизненного опыта, знаний, представлений, эмоциональных впечатлений и переживаний. Естественно, такая работа предполагает новые формы обучения.

Хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении и рассказать об обучении школьников публичному выступлению при помощи учебного видеофильма. В данной методической разработке приводится описание подготовки и проведения итогового занятия по русскому языку в 7-ом классе по теме «Публицистический стиль речи» (учебник под. ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта). Система занятий стимулирует интерес детей к обучению путём организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. При проведении этих уроков реализуется и воспитательная направленность обучения, которая заключается в подборе соответствующих текстов и тематики для устных и письменных сочинений и такой организации работы, при которой учащиеся смогут выразить своё отношение к окружающей жизни, осмыслить своё место в ней, понять необходимость и возможность постоянного совершенствования своих знаний и умений, повышения уровня речевой культуры.

На изучение темы «Публицистический стиль речи» отводится 5 часов. В течение четырёх уроков мы работаем по опорным таблицам, анализируем тексты публицистического стиля, особое внимание уделяем работе над языковыми средствами, коллективно составляем высказывания, обсуждаем работы отдельных учащихся. На каждом занятии даётся материал для словарно-семантической работы и для усвоения норм русского литературного языка. В нём предлагаются слова и сочетания слов, значение которых может быть неизвестно учащимся, синонимические ряды или группы слов, способных выступать в качестве контекстуальных синонимов в определённом тексте, а также слова и словосочетания, содержащие орфоэпические или грамматические трудности. Таким образом, работа идёт по трём направлениям: обогащение словарного запаса школьников, усвоение ими норм русского литературного языка, формирование умения строить связные монологические высказывания.

К итоговому уроку готовимся заранее. Ученикам даётся задание составить текст в публицистическом стиле «Берегите природу» для выступления по телевизору, используя знания, полученные на предыдущих уроках, и опорные таблицы. Ученикам выдвигаются требования:

  • полнота раскрытия темы;
  • свободное изложение мыслей, независимость от написанного текста;
  • логичность и последовательность изложения;
  • личное отношение к вопросу;
  • яркость, эмоциональность изложения.

Учитель во время подготовки выступлений консультирует учеников, наблюдает за ходом работы, оказывает помощь отдельным учащимся, осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся (сильные ученики составляют текст самостоятельно, слабые могут подобрать текст с учётом всех требований из средств массовой информации).

Выступления ребят записываются на видеокамеру старшеклассниками. Ученики не должны слышать и видеть друг друга. Для усиления эффекта семиклассники садятся за стол, где установлен изготовленный родителями макет экрана телевизора, и представляют себя ведущими телепередачи. По желанию детей можно производить съёмки на улице или в парке. Некоторые приносят свои собственные записи, сделанные родителями у реки, в лесу и т.д. Фильм монтируется и просматривается педагогом.

Описание итогового занятия.

Цели урока:

1. Образовательная

  • научить монологическому высказыванию в публицистическом стиле.

  • 2. Развивающая:

    • развить у учащихся творческие наклонности;
    • развивать выразительную и правильную речь;
    • развивать навыки публичного выступления.

    3. Воспитательная:

    • воспитать любовь к родной природе.

    Ход урока

    1. Беседа о природе, экологии родного города.

    2. Просмотр видеофильма «Экология города Балашова», снятого учениками для урока экологии и обсуждение его.

    3. Актуализация знаний по теме «Публицистический стиль речи. Публичное выступление».

    4. Просмотр видеофильма с выступлениями учеников. Они видят и слышат себя и своих одноклассников, анализируют выступления по предложенному плану:

    1. Как автор начинает выступление?
    2. Какую главную цель он ставит?
    3. Какова тема его выступления?
    4. Использует ли автор примеры в качестве подтверждения своей информации?
    5. Какие опорные слова (термины, понятия) помогают раскрыть главную мысль?
    6. Соблюдается ли последовательность в изложении мысли?
    7. Есть ли вывод? Можно ли его сформулировать по-другому?
    8. Что ещё можно сказать о данном выступлении?

    Многие замечают свои собственные ошибки и корректируют их ещё до окончания фильма. В процессе урока ученики записывают свои замечания, задают друг другу вопросы, помогают исправить ошибки. Учитель поддерживает рабочую обстановку в классе, поддерживает дискуссию, анализирует и обобщает работы учащихся.

    Следующий этап работы (домашнее задание по группам) – создание красочной стенгазеты на эту же тему, где все работы помещаются в исправленном виде.

    Приобретаемые навыки детей.

    Ученик находится в центре творческой деятельности, проявляя свою активность. Он может реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать всем свою компетентность. У учеников формируются такие ценностные качества, как ответственность, самостоятельность, критичность и требовательность к себе и другим, развиваются познавательные навыки, творческое воображение. Ученик становится активным, у него появляется мотив к самосовершенствованию, появляется интерес к деятельности, формируются навыки публичного выступления.

    У школьников развиваются следующие способности:

    • коммуникативные (обсуждение, консультация учителя, импровизация);
    • личностные (самобытность, фантазия, любознательность);
    • социальные (терпимость к мнению других);
    • литературно-лингвистические.

    Особенности роли учителя.

    Роль учителя меняется, он становится организатором познавательной деятельности учащихся. Он представляет школьникам возможность самостоятельной работы, способствует проявлению творческой активности учеников, консультирует учащихся на всех этапах работы, организует необычную форму презентации образовательных продуктов. Являясь консультантом, учитель не даёт оценку работам учащихся, они оценивают друг друга и сами себя. Учитель лишь направляет дискуссию в нужное русло (по необходимости).

    Технологические особенности.

    При подготовке к уроку и во время его проведения используются видеокамера, компьютер, телевизор с приставкой.

    Примечание. Урок можно разнообразить элементами деловой игры, предложив ученикам роли эколога, врача, представителя комитета по охране природы, экономиста журналиста и др.

    Примерные темы для выступления:

    • «Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?»;
    • «Какое влияние оказывает окружающая среда на здоровье человека?»;
    • «Что можно сделать для сохранения природы» и т.д.

    Материал ученики подбирают с помощью учителя.