Лингвориторическая разминка на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


В условия современной школы очень остро стоит проблема падения уровня культуры речи учащихся. В связи с этим возникает необходимость систематической и целенаправленной работы по воспитанию сильной языковой личности, обладающей и лингвистической, и риторической компетенцией. Как научить ребенка грамотно, содержательно, логично и эмоционально отвечать на поставленные вопросы, рассуждать на предложенные темы? Формы работы, конечно, разнообразны, но не все могут по-настоящему увлечь детей. А ведь это главное условие эффективности учебной деятельности. На помощь учителю приходят игровые формы работы, разнообразная наглядность: рисунки, схемы, таблицы, памятки-инструкции. Главным условием для их выбора является наличие в иллюстрированном материале определённой речевой ситуации. А ведь можно всё это объединить, используя такую интересную и эффективную форму работы как лингвориторическая разминка.

Лингвориторическая разминка, проводимая на разных этапах уроках русского языка, может помочь учителю, не затрачивая много времени, провести комплексный лингвистический анализ слова и через осмысление его языковой и образной структуры прийти к созданию собственного небольшого текста, раскрывающего смысл уже не просто слова, а определенного понятия или явления. Такая работа очень интересна для детей, кроме того она позволяет комплексно и систематически осуществлять работу по формированию лингвориторических умений.

Разминка, проводимая в форме путешествия от слова к тексту «Путь к доброте».

Цель:

  1. Приобщить гимназистов к искусству слова.
  2. Помочь понять и почувствовать его эстетическую ценность и разбудить стремление к творчеству и, в целом.
  3. Способствовать формированию лингвориторической компетенции.

Оформление.

Интерактивная доска:

1. В режиме телеграфной ленты в течение всей лингвориторической разминки на доске высказывание С.Моэма: «Доброта – единственная ценность, которая имеет основание быть самоцелью».

2. Цитаты:

  • «Есть язык, на котором с вами захочет разговаривать каждый, на котором мы только и можем понять друг друга. Язык этот – доброта». В.Розов.
    «Доброта без разума пуста.» (Русская пословица.)
  • Маршрут путешествия: СЛОВО→ запоминаю облик (правильно пишу) → проникаю в тайну (узнаю значение) → нахожу родственников, друзей (выделяю части)→ собираю образы, ассоциации→ размышляю о характере слова → создаю ТЕКСТ.
  • Рабочий материал по этапам путешествия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие. Это будет лингвориторическое путешествие от слова к тексту. И назовем мы его « Путь к доброте». Именно это слово станет отправной точкой. Обратите внимание на доску. На ней высказывание В.Розова. Не правда ли, оригинальный взгляд. Доброта – это язык, который помогает нам понять друг друга. Очень хочется, чтобы сегодня мы попытались освоить этот язык, пройдя свой путь к доброте.

II. Лингвориторическая работа со словом:

1. Обратите внимание на написание слова, объясните его, подобрав проверочные слова:

  • Доброта – добрый, добротный.

2. Проникаем в тайну слова – как вы понимаете его значение?

  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).

Подберите синонимы: доброта – отзывчивость, сердечность, душевность.

Подберите антонимы: доброта – злость, ненависть.

3. Находим родственников и друзей:

- «Друзья» слова - слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота.

- Выделяем части (морфемный разбор);

- Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

добряк

добродушный

добреть

доброжелательность

доброкачественный

одобрить

добрососедство

добросовестный

 

одобрение

добрый

 

4. Собираем образы, ассоциации.

На доске слайд с ассоциациями: выберите те, которые появляются в вашем сознании, когда вы слышите слово доброта.

  • Прекрасные цветы, улыбки, смех детей, руки мамы, слёзы радости, одиночество, бескорыстные поступки, обиды, душевные раны, глаза, сияющие от счастья, солнце, музыка, красота.

- Обратите внимание на выделенные слова. Каково их значение, могут ли они появиться в тексте о доброте? В каком контексте?

- Продолжите свой ассоциативный ряд, обратите внимание на доску: может быть, вам помогут иллюстрации.

5. Определяем характер слова.

- Какое оно?

  • Доброе, светлое, солнечное, приятное, радостное.

- Определяем настроение текста – радостное, светлое, хорошее.

III. Итак, мы прошли нелёгкий путь и накопили богатый материал.

Напишите небольшое сочинение (4-5 предложений) о доброте.

Докажите своим текстом, что «Доброта – это единственная ценность, которая имеет основание быть самоцелью».

IV. Чтение готовых текстов.

Предлагается также вариант учителя:

  • Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, наполняет их сердца любовь, нежностью, пониманием; озаряет глаза счастьем, избавляет от одиночества, душевных ран. Она, как волшебное лекарство, лечит нас от многих недугов. Она ведёт нас по пути испытаний к счастью, радости, надежде.

V. Обобщение.

Я надеюсь, что сегодня каждый из вас прошёл свой путь к доброте и чуть лучше стал понимать её язык. Будьте добрыми и помните: «Не величие порождает доброту, а доброта – величие».

VI. Домашнее задание.

Продолжите рассуждать о доброте. Поспорьте или согласитесь с русской мудростью: «Доброта без разума пуста».