Урок-повторение по теме "Глагол и его формы"

Разделы: Русский язык


Цель урока: повторение материала по теме "Глагол и его формы".

Задачи:

  • систематизировать правила образования глагольных форм,
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
  • проверить умения и навыки в правописании не с разными частями речи, окончаний и суффиксов глагола.

Форма урока: урок-повторение.

Обоснование использования ИКТ:

  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом;
  • включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодняшний урок поможет вам не просто вспомнить и отработать навыки правописания и пунктуации, но и оценить свои возможности и знания, проверить себя. Вы можете заработать следующее количество баллов. (запись на доске) Оценивать будете взаимо- и самопроверкой.

5-6 баллов - "5"

4 балла - "4"

3 балла - "3"

Для работы на уроке нам нужны тетради, карточки с заданиями, наш помощник - компьютер.

Обратимся к строкам из стихотворения Пушкина "Пророк":

Слайд 1

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей.

- Как вы понимаете фразу со словом "глагол"?

Сообщение ученика.

Глагол - это не только часть речи, обозначающая действие, но также - все слова, т.е. наша речь, и, в общем, будете правы. Но на самом деле глагол в значении "речь" и глагол - "часть речи" - это омонимы.

Слово глагол в значении "речь" заимствовано из старославянского языка. Сравните диалектизм глаголить - "говорить". Это слово дало много родственных - глаголица (название старославянского алфавита, созданного просветителем Кириллом), глаголь - название буквы в старом алфавите.

По статистике слова, относящиеся к части речи глагол, - самые употребляемые в повседневной речи: на сто слов к глаголу относятся 47. У А.Пушкина каждое третье слово принадлежит этой части речи.

- Назовите особые формы глагола. Как они образуются?

Итак, начинаем работу с отрывками из текста. В конце урока вам нужно будет определить, из какого текста данные отрывки. Оставьте строку для записи автора и названия.

Задание1: на месте пропусков вы должны вставить образованные вами причастия, в скобках дана их характеристика.

Работа с первым абзацем.

Стол был (краткое страдательное причастие прош. вр. ед. ч. муж. рода от глагола накрыть), завтрак готов, и мисс Жаксон, уже (полное страдательное причастие в форме прош. вр., ед. ч, И.п. ж.р. от набелить) и (полное страдательное причастие в форме прош. вр., ед. ч, И.п от затянуть) в рюмочку, нарезывала тоненькие тартинки. Отец похвалил её (Лизу) за раннюю прогулку. Тут он привёл несколько примеров человеческого долголетия, (полное страдательное причастие в форме прош. вр., мн.ч, Р.п. от почерпнуть) из английских журналов, (деепричастие несов. вида, от глагола замечать), что все люди, (полное действительное причастие в форме прош.вр., мн.ч, И.п.от жить) более ста лет, вставали на заре зимой и летом.

Правильные ответы:

слайд 2

  • краткое страдательное причастие прош. вр. ед. ч. муж. рода от глагола накрыть - накрыт
  • полное страдательное причастие в форме прош. вр., ед. ч, И.п. ж.р. от набелить - набеленная
  • полное страдательное причастие в форме прош. вр., ед. ч, И.п. ж.р. от затянуть - затянутая
  • полное страдательное причастие в форме прош. вр., мн.ч, Р.п. от почерпнуть - почерпнутых
  • деепричастие несов. вида от глагола замечать - замечая
  • полное действительное причастие в форме прош.вр., мн.ч., И.п. от жить - жившие

Если вы все слова записали верно, поставьте себе на полях "+". самопроверка

Задание 2:

- Вспомним о правописании не с разными частями речи.

Слайд 3

Узнать, насколько хорошо вы знаете это правило, нам поможет задание "Найди и объясни лишнее".

  1. (Не)удача, (не)покорный, (не)чего, (не) знает.
  2. (не)приблизившись, (не)слышишь, (не)дотрога, (не)(у)кого.
  3. никем (не)тронутым, (не)глубокий, но очень бурный, (не)по-товарищески, (не)убраны.

Работа со вторым абзацем.

Объясните не с разными частями речи и расставьте знаки препинания.

Лошадь Муромского не:бывавшая никогда на охоте испугалась и понесла. Муромский провозгласивший себя отличным наездником дал ей волю и внутренне доволен был случаем избавляющим его от не:приятного собеседника. Но лошадь доскакав до оврага прежде ею не: замеченного вдруг кинулась в сторону и Муромский не:усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю лежал он проклиная свою куцую кобылу которая как будто опомнясь тотчас остановилась.

Взаимопроверка. Если все верно, ставим "+".

Какие пунктограммы вам встретились в этом тексте?

Расскажите о расстановке знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах. взаимопроверка

Задание 3

Прочитайте отрывок из текста. Какой орфограммой объединены слова с пропусками? Вспомним правило правописания суффиксов -ова-(-ева-) - -ыва-(-ива-).

Алексей божился ей, что она лучше всевозможных беленьких барышень, и, чтоб успокоить её совсем, начал опис..вать её госпожу смешными чертами:. Алексей вынул из кармана карандаш и записную книжку, и Акулина выучилась азбуке удивительно скоро. На следующее утро она захотела попроб:вать и писать; сначала карандаш не слушался её, но через несколько минут она и вырисов..вать буквы стала довольно порядочно:. Акулина видимо привыкала к лучшему складу речей, и ум её приметно развивался и образов..вался.

Теперь попробуем себя оценить. Выпишите в столбик из приведенного ряда слов тот глагол, в котором пишется указанный суффикс:

Слайд 4

-ыва- - высчит_вать, совет_вать, приветств_вать

-ова- - ехидств_вать, допыт вать, рассказ_вать

-ива- - развеш_вать, лик_вать, исслед_вать

-ева- - гарантир_вать, ноч_вать, адрес_вать

-ыва- - команд_вать, отсчит_вать, чувств_вать

Если вы не ошиблись в выборе суффикса (о чем скажет ключевое слово - начальные буквы выписанных глаголов), вы вправе поставить себе "+" на полях. самопроверка

Слайд 5

Высчит_вать

Ехидств_вать

Развеш_вать

Ноч_вать

Отсчит_вать

Задание 4. Вставьте пропущенные окончания глагола. Как определить спряжение глагола.

- А покамест намерен я тебя женить

- Батюшка, я о женитьбе ещё не думаю.

- Ты не думаешь, так я за тебя думал и передумал.

- Воля ваша. Лиза Муромская мне вовсе не нравится.

- После понравится. Стерпится, слюбится.

- Я не чувствую себя способным сделать её счастие.

- Не твоё горе - её счастие. Что? Так-то ты почитаешь волю Родительскую?

Задание. Магический квадрат. Определите спряжение каждого глагола и впишите его цифровое обозначение соответственно в клетку квадрата. (2 человека у доски)

1. Сеять; 2. кланяться; 3. пахать; 4. бороться; 5. таять; 6. колоть; 7. учить; 8. носить; 9. видеть; 10. рубить; 11. стелить; 12. хлопотать; 13. колыхать; 14. взбираться; 15. веять; 16. топить; 17.зависеть; 18. строить; 19. дышать; 20. бросать; 21. полоть; 22. дуть; 23. решать; 24. проверять; 25. сооружать.

Соедините единички, которые заполнили клетки квадрата. Оцените.

!!! Прочитайте полученный текст, запишите автора и название. Если верно, поставьте +

Рефлексия. Подсчитайте количество "+".

Домашнее задание. Закончить текст по данному началу: Яркое солнце освещает окрестность. Ты стоишь на скалистом берегу и любуешься чудесной картиной.

(использовать причастные и деепричастные обороты, орфограмму не с разными частями речи)

Приложение.