Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и способами её получения средствами технологии игровой деятельности.

Цели по содержанию:

  • Образовательные:
    • способствовать овладению способом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
  • Развивающие:
    • способствовать формированию умения использовать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток при решении примеров и задач.
    • способствовать развитию у учащихся внимания, памяти, мышления.
  • Воспитательные:
    • способствовать осознанию учащимися важности овладения приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток для того, чтобы быть успешными на уроках математики.
    • способствовать пониманию важности взаимопомощи для успешности каждого.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Методы обучения: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  индивидуальная.

Средства обучения:

  • Учебное пособие «Математика». Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы в 3 частях, часть 3. Автор Л.Г.Петерсон. - М.: Издательство «Ювента», 2007.
  • Л.Г.Петерсон  Методические рекомендации.  Математика, 1 класс. Пособие для учителей. – М.: «БАЛЛАС», «С-инфо», 2007.
  • Л.Г. Петерсон, И.Г. Липатникова  Методические рекомендации.  Устные упражнения на уроках математики, 1 класс. – М.: «Школа 2100», 2007.
  • Таблички с решением.
  • Индивидуальные карточки с алгоритмом сложения.
  • Картинки персонажей игрового сюжета.
  • Мультимедийное сопровождение.
  • Записи на доске, графические модели чисел.
  • Записи учащихся в рабочей тетради.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион-
ный момент
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся. Создает положительный настрой на урок и ситуацию успеха. Приветствуют учителя. Проверяют готовность своего рабочего места.
2. Целеполагание и мотивация (Введение в игру) Сообщает тему и объясняет игровой замысел урока:  отправляемся на урок в лесную школу  с целью помочь зверям научиться складывать однозначные числа с переходом через десяток.  (Приложение 1. Слайды № 1, 2) Слушают учителя, принимают игровой замысел урока.
3. Актуализация знаний и умений Перед началом путешествия учитель предлагает вспомнить базовые понятия, ответить на заранее подготовленные вопросы.
(Приложение 1. Слайды № 3, 4)
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
4. Первичное усвоение новых знаний Учащихся встречает Мудрая Сова и предлагает исследовать приём сложения однозначных чисел с переходом через 10, используя графические модели чисел на наглядном материале.
Предлагает ответить на вопросы и сделать вывод по решению.  (Приложение 1. Слайд № 5)
Выполняют задания под руководством учителя, отвечают на вопросы и делают вывод.
5. Осознание и осмысление нового учебного материала, осмысление способов действий. Мудрая Сова предлагает учащимся помочь Зайчику проговорить новый вычислительный приём с использованием графических моделей чисел, а Винни-Пуху и Пятачку помочь выполнить задание и объяснить его.
Учитель направляет работу учащихся.
Мудрая Сова предлагает учащимся посмотреть, как Зайчик справился с заданием по сложению чисел, не пользуясь графическими моделями чисел. Просит учащихся помочь Винни-Пуху и Пятачку справиться с подобным заданием, объясняя новый приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.  (Приложение 2)
Проговаривают новый приём сложения, выполняют задание с комментированием.

Обсуждают решение примера без опоры на наглядный чертёж, помогают Винни Пуху и Пятачку выполнить задание, объясняя приём.

6. Первичное
закрепление нового учебного материала
Мудрая Сова просит учащихся решить примеры самостоятельно с использованием нового вычислительного приёма сложения и сравнить с ответами зверей.  Мудрая Сова хочет проверить, кто лучше усвоил новый приём сложения.
Мудрая Сова предлагает помочь зверям решить задачу, где тоже встретится новый прием.  (Приложение 1. Слайды № 6, 7, 8)
Выполняют задание самостоятельно, комментируют, сверяют ответы с ответами зверей.
Учащиеся выбирают схему к задаче, решают у доски (индивидуальный опрос).
7. Информация о домашнем задании Мудрая Сова предлагает, используя вычислительный прием сложения, выполнить задания на с.76  № 4, 5.   (Приложение 1. Слайд № 9) Записывают домашнее задание.
8. Подведение итогов. Рефлексия Мудрая Сова спрашивает:
– Что вам понравилось в лесной школе?
– Как вы думаете, помогли ли зверям решить сложные задания?
– Как вы можете оценить свои успехи на уроке?
(Приложение 1. Слайд № 10)
Отвечают на вопросы.
Оценивают свои успехи на уроке цветовыми сигналами (зеленый – всё поняли, желтый – остались ещё вопросы, красный – есть затруднения).