Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Природные зоны России"

Разделы: Начальная школа


Тема: Природные зоны России.

Цели:

  • познакомить учащихся с природными зонами нашей страны, с разнообразием  растительного и животного мира, характерного для каждой природной зоны;
  • продолжить работу по развитию умения обобщать и систематизировать полученные знания;
  • воспитать восхищение красотой и мудростью природы.

Задачи:

  • подвести детей к выводу, что разнообразие животного и растительного  мира  каждой природной зоны зависит от ее климатических условий;
  • обратить внимание учащихся на приспособленность растений и животных к климатическим условиям каждой зоны.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор мультимедийный;
  • экран;
  • географическая карта «Природные зоны России»;
  • карточки.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска, экран

I. Актуализация знаний

– Как объединить эти слова? (какой заголовок?)

– Благодаря этим условиям растительный и животный мир нашей страны очень разнообразен.
– Чтобы увидеть это разнообразие мы с вами отправимся в необычное виртуальное путешествие по природным зонам нашей страны, а помогут нам в этом географическая карта и компьютер.
– А что же такое природная зона?
Ответить на этот вопрос мы должны в конце урока.

II. Новый материал

– Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны…
– Скажите, ребята, одинаков ли животный и растительный мир на севере и юге нашей страны?
– Отчего это зависит?
(Верно, особенности каждой природной зоны зависят  от получаемого солнечного тепла и влаги, а так же и от почвенного покрова. В каждой из них свой животный и растительный мир)

– Отправляясь в путешествие, возьмите с собой карточку с заданиями (Приложение 2), которую вы найдете у себя на столе.
Найдите, положите перед собой, рассмотрите.
В центре листа написаны названия всех природных зон, в которых мы побываем. Слева от них – представители животного мира этих природных зон, а справа – растительного мира. Ваша задача – в ходе путешествия найти и соотнести названия животных и растений с той природной зоной, в которой они обитают, соединить карандашом стрелочкой или линией.
Будьте внимательны!
– Задание понятно?
(положите перед собой карандаш, линейку. Сядьте правильно)
– Итак, отправляемся в путешествие! Мы побываем в ….(озвучить слайд №3, перечислить все природные зоны)

– Начинаем путешествие с зоны арктических пустынь. Это огромные просторы льда и снега.
Эта природная зона занимает весь Северный Ледовитый океан и многочисленные острова, которые находятся в нем. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Зимой здесь часто бушуют метели и свирепствуют морозы, за короткое лето лед тает только возле берегов, и то разламывается с помощью сильных ветров.
– Кто-нибудь из вас был в этой природной зоне?
–  Хотите там побывать?
– Как суровы природные условия в зоне арктических пустынь, но все же там есть жизнь.
– Какие животные живут в этой природной зоне?
– Вот они, отважные жители царства льда и снега.
– А какие растения могут расти в этой природной зоне?
– На самом деле, ребята, несмотря на такие суровые условия жизни, здесь есть свой растительный мир; вот его представитель. Лишайник растет на сколах островов, которые оттаивают за короткое лето.

Итог: В какой природной зоне мы сейчас побывали?
– Почему она так называется?
– Какую территорию она занимает?

(Выполните задание на карточке. Найдите представителей животного и растительного мира этой зоны.)

– Южнее зоны арктических пустынь вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи км в длину и сотни км в ширину темнеется безлесная полоса тундры.
– Кто нибудь из вас бывал в тундре? Что вы там видели?
(свой рассказ о тундре, фото)
(Условия жизни в этой природной зоне очень суровые. Уже в сентябре здесь начинается зима, выпадает снег, крепчают морозы. Очень часто дуют сильные ветра, зимой бушуют метели с такой силой, что сбивают с ног человека. Лето короткое и прохладное, зима длинная, почва заболоченная и вечная мерзлота)
– А что такое вечная мерзлота?
Объясните.
(вечная мерзлота – слой замерзшей почвы, который не оттаивает. За короткое лето почва оттаивает на 20 см.)
Растительный мир этой природной зоны будет отличаться от нашего?
– Почему?

– Какие растения могут там расти? (маленькие корни, невысокие, морозоустойчивые)
– Каких представителей животного мира тундры вы знаете?

Итог: Как называется природная зона, в которой мы сейчас были?
– Какую территорию она занимает?
ыполните задания на карточке)

– Двигаемся дальше?
– К югу от зоны тундры солнце поднимается гораздо выше и греет еще сильнее, меняются и природные условия. Зону тундры постепенно меняет зона тайги.

– Кто из вас был в тайге?
– Чем тайга будет отличаться от тундры?
– Постепенно появляются группы деревьев, переходящие в густые, мрачные, сырые, хвойные леса. Кроны высоких деревьев почти не пропускают свет к почве, поэтому здесь нет кустарников и трав.

– Давайте отправимся в тайгу прямо сейчас.
– Какой растительный мир этой зоны?
– Каких представителей животного мира тайги вы знаете?

Итог: как называется природная зона, в которой мы побывали?
– Какую территорию занимает?

Пока я прикрепляю карточку, вы выполняете свое задание.

– Двигаясь южнее зоны тайги, мы попадаем в зону смешанных лесов. Леса занимают более половины площади нашей страны, поэтому являются главным богатством России.
– Чем это зона будет отличаться от зоны тайги?

– Предлагаю вам прямо сейчас отправиться в смешанный лес … (видео)
– Какой же растительный мир этой природной зоны?
– Назовите представителей животного мира.

Итог: Какую  природную зону мы посетили?
– Почему она так называется?
– Какую территорию занимает? 

Пока я прикрепляю карточку, вы работаете по заданию.

– Зона смешанных лесов к югу нашей страны постепенно переходит в зону степей.

– Кто из вас был в степях?
– Чем это природная зона отличается от зоны смешанных лесов?

 

 

– Хотите побывать в степи прямо сейчас?
– Каких представителей животного мира этой природной зоны вы знаете?
– Какие растения растут в зоне степей?

Итог: Как называется природная зона, в которой мы побывали?
– Чем она отличается от зоны смешанных лесов?
– Какую территорию занимает, где расположена?
Выполните задание на карточке.

III.Обобщение материала

– Наше путешествие по природным зонам подошло к концу.
– Сколько природных зон мы с вами посетили?
– Чем эти территории отличаются друг от друга?
– От чего это зависит?

IV.Физкультминутка

– Встаньте все, пожалуйста. Внимательно послушайте следующее задание. Сейчас вы должны проявить умение договариваться без слов.
Глазами найдите того, кому больше всех доверяете в классе, возьмите свой листочек, на котором работали, подойдите и свертись, так ли у вас (возможно, найдете какие-то недочеты, исправьте).
Затем эти листочки положите на мой стол и рядом в коробке возьмите карточку, на которой будет написано название растения или животного, различные природные зоны.
Вы должны объединиться в группы по тем природным зонам, представители которых написаны у вас на карточке.

 

Ответ: условия жизни на земле

 

 

 

 


Ответ: нет.
Ответ: различные природные условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Ответы детей.

 


Зона арктических пустынь.

Нет растительности.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

(находят 20 см на линейке)

Ответы детей:
– вечная мерзлота;
– ветер;
– холодно

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Климат, растительный, животный мир; появляются лиственные деревья.

Ответы детей.

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы детей. (Здесь длинное теплое лето, много солнца, но мало влаги, поэтому деревья почти не растут; в этой природной зоне плодородные почвы, растет много травянистых растений)

Ответы детей.

Ответы детей. (Травянистые)

 

 

 

 

 

Климат, почва, животный и растительный мир.
Шарообразная  форма Земли, ее расположение по отношению к солнцу, угол падения солнечных  лучей.

На доске карточки со словами: свет тепло, воздух, вода, почва.
Карточка.
Приложение 1
Слайд №1.

Слайд №2.

 

Карточка на доску.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3.

Слайд №4 (фото)

(показать указкой на карте)

 

Видео 3 мин.

 

 

Слайд№5.

Показать лишайник.

 

Карточка на карте.

 

 

Слайд №6 (фото)

 

 

 

 

 

 

Слайд №8

Слайд №7.

Карточка на карту.

Показ указкой на карте.

Слайд №9.(фото)

 

 

 

Видео 1,3 мин.
Слайд №10.
Слайд №11.

Карточку на карту.

 

Указкой по карте.

 

 

Видео  1 мин.

Слайд №13

Слайд №14.

Карточку на карту.

 

Слайд №15. (фото)

 

 

 

 

Видео 1 мин.
Слайд №16.

Слайд №17.

Карточка на карту.

 

 

Слайд №18.

 

 

3 мин.

V. Работа в группах

Дети разбиваются на 5 групп.
Столы поставлены группами, на столе – название природной зоны.
– Рассаживайтесь по группам.
– Задание для каждой группы.
Сверьте в группе, не забрался ли кто по ошибке не в свою природную  зону, затем найдите на карте свою природную зону и представителей животного и растительного мира.
Время для совещания – 0,5 мин.
– Группы выходят по очереди, после каждого выступления спрашивать согласие или не согласие у класса.

VI. Итог урока

– Что такое – природная зона?
(Обсуждение в группе, заслушивание ответов).
– В словаре я нашла  такое определение понятию  «природная зона».
П.З. – это огромная территория, отличающаяся климатическими особенностями, почвенным покровом, растительным и животным миром.
– Давайте посмотрим на карту Красноярского края. Попробуем определить, какие природные зоны расположены на территории нашего края.
(Дети по цветам определяют)
– В какой природной зоне живём мы?

 

разминка для глаз, на внимание !

 

 

0,5 мин

 

 


1 мин

Слайд №19
Понятие «Природная зона»

Слайд № 20
«Красноярский край»

 

Домашнее задание: приготовить сообщение о том представителе животных или растений мира, которое было написано на карточке, в сообщении указать:

  • описание
  • в какой природной зоне живёт (растёт)?
  • как приспособилось к жизни в денной природной зоне?

Можно добавить рисунок, картинку. (На альбомном листе)