Внеклассное мероприятие по гражданско-правовому воспитанию "Россия – Родина моя" для начальной школы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Традиционная цель гражданско-правового воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме. В Концепции модернизации российского образования сформулированы задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правовой культуры, самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности. Опора на гражданско-правовое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации это не основная задача правового воспитания. Правовые знания нужны школьникам не только сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл. Дети должны получать гражданско-правовые знания в деятельности. Практическая направленность предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию – важно уметь ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.

Работу по гражданско-правовому воспитанию следует начать с приходом ребенка в школу, в первый класс. Первоклассник – человек уже имеющий какой-то жизненный опыт и, опираясь на этот опыт и знания маленького человека, можно начать воспитательную работу в этом направлении. Работа может быть внеклассной, а так же проводиться на уроках. При планировании воспитательной работы целесообразно выделить модуль, посвященный гражданско-правовому воспитанию. В начальных классах в него включаются элементарные правовые знания, это база для дальнейшей работы. Знания дети получают на уроках, особенно активно можно работать на уроках литературного чтения и окружающего мира. Во внеклассной работе использовать тематические классные часы, выходы в музеи, туристические поездки и дидактические игры, а так же игровые занятия.  

Результатами работы по гражданско-правовому воспитанию в начальных классах должно быть формирование маленького гражданина своей страны, который знаком с ее символами, знает свои права и обязанности, умеет применить полученные знания, уважает окружающих людей.

Игра-путешествие «Россия – Родина моя»

Цель: закрепление знаний детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.
Задачи:

  • Образовательные: знакомство с общественно-политической жизнью страны.
  • Развивающие: развитие чувства патриотизма.
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к стране и людям, которые в ней живут.

Оборудование: картины с изображением родной природы, папки с сочинениями детей о родном городе, изображение флага и герба России, филворд на листе ватмана, магнитофон с записями, полоски цветной бумаги, клей, пазлы с изображением герба России, карта России, карта Ярославля и области, герб и флаг Ярославля, картинки с изображением паровоза и выгонов, лист ватмана с изображением маршрута и станций, клей, листы бумаги, маркеры.

Предварительная подготовка:  дети пишут сочинения о родном городе, подбирают и учат стихи о своей Родине, работают со словарями.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит мелодичная, медленная музыка, похожая на русские народные  песни. Ученик читает стихотворение:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

– Ребята, так что же такое Родина? Мы с вами много говорили об этом на уроках, на праздниках и играх, и сегодня пришло время подвести итог нашим знаниям.
– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.
– Как называется наша страна?
– Почему мы так много говорим о России?
– Начнём мы с вами с проверки домашнего задания.  Творческие группы нашли для нас стихи о Родине, слова, близкие по значению слову «Родина», высказывания великих людей о своей Родине. Давайте послушаем ребят.

– Сегодня у нас игра-путешествие. А на чём можно отправиться в путешествие?
Мы с вами поедем на волшебном поезде, который может не только двигаться по рельсам, но и поможет заглянуть в прошлое и будущее нашей страны. Для этого путешествия мы рассядемся на 2 вагончика (2 команды). Наша игра-соревнование знаний, поэтому полученные сейчас баллы мы положим в общую копилку. А итоги путешествия подведёт жюри.
Итак, взяли свои знания, хорошее настроение, расселись по вагонам и отправляемся… (звучит музыка) в прошлое.

Станция «Историческая»

– Как называлась наша страна в древности?

– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.

Задание 1. «Собери пословицу»

Каждая команда из отдельных слов должна собрать пословицу.

  • Родина-мать, умей за неё постоять.
  • Чужбина-калина, Родина-малина.
  • Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит.
  • Научит горюна чужая сторона.

За правильный ответ начисляется 1 балл.

– Но не только пословицы и поговорки создавали наши предки. Все мы любим, читать русские народные сказки. Сейчас проверим, знаете ли вы сказки.

Задание 2. «Отгадай сказку»

Каждая команда получает  по стихотворению о сказке, по которому вы должны догадаться, что это за сказка.

Чтобы Ванечке напиться,
Наклонился он к копытцу.
А, скажите, где ребёнок?
Рядом маленький козлёнок.

Ох, как короб мой тяжёл,
Много я, медведь, прошёл.
Сяду, сяду на пенёк,
Съем горячий пирожок.

– Звучит гудок поезда. Молодцы! Но наша стоянка заканчивается, и мы отправляемся дальше.

Следующая станция «Праздничная». Сейчас мы немного отдохнём! Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы их? Проверим. Совместите, пожалуйста, названия праздников и их даты.

12 декабря
23 февраля
1 января
9 мая
12 июня
4 ноября
8 марта
1 мая
День Победы
Новый год
День защитников Отечества
День Конституции
Праздник Весны и Труда
Международный женский день
День народного единства
День независимости России

– Справились с этим заданием, и гудок паровоза зовёт нас в путь.

Станция «Гражданская»

– Мы только во 2 классе, но уже настоящие граждане своей Родины и, как настоящие граждане, должны  знать о своей стране все. На доску вывешивается филворд. Найдите в этом филворде слова, которые можно отнести к любому государству, это его символы. Каждое найденное слово вывешивается на доске. 

К       Ф Л
О Н С Т И А
    Т   Т Г
Г   О   У  
Е   Л   Ц  
Р   И   И М
Б   Ц   Я Н
    А      

Дети находят слова и объясняют их значение. Гимн, герб, флаг, столица, конституция.

Команды получают задания.

  • Задание 1 команде: из цветных полосок бумаги собрать Российский флаг.
  • Задание 2 команде: составить из пазлов  Российский герб.

– Ребята подготовили рассказы о гербе и флаге России.

– Кроме этих символов у нашей страны есть свой гимн.

– Что такое гимн страны?
– Кто авторы гимна России?
– Как нужно слушать гимн страны?

– Слушаем гимн Российской Федерации.

– Мы нашли слово «Конституция».

– Что это значит?

– Главное, что мы должны знать из нашей Конституции это наши права и обязанности. Сейчас одна команда напишет наши основные права, а вторая наши главные обязанности.

Права:                                                      Обязанности:

на жизнь;                                                защищать Родину;
на отдых;                                                 соблюдать законы;
на образование;                                     охранять природу 
на помощь;                                              платить налоги 
на защиту чести и достоинства

– Конституция это не только права и обязанности, но и наше правительство.

Задание «Вопрос-ответ». Командам по очереди будут заданы вопросы.

– Кто является  главой нашего государства?
– Кто сейчас действующий президент РФ?
– Какое событие состоялось 2 марта?
– Кто был избран президентом РФ?
– В каждой стране есть столица. Как называется столица нашей страны?
– А знаете ли вы, что наш город был столицей нашего государства?
– А то, что наш город старше Москвы?
– Чтобы об этом поговорить, отправляемся дальше.

Станция «Ярославль»

– Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего путешествия – в наш родной город Ярославль.
– К какой праздничной дате готовится наш город?
– Почему мы должны знать историю Ярославля?

– К игре ребята подготовили сочинения о городе. Давайте их послушаем.

Задание «Вопрос-ответ»

– Как связан Ярославль и космос?
– Почему наш город называется родиной русского театра?
– Музей, какого поэта находится в Карабихе?
– Какой русский святой – покровитель учения родился на Ярославской земле?
– Наш город, как и многие другие, имеет свой флаг и герб.
– Кто изображён на гербе города Ярославля? Почему?
– Почему наш город носит такое название?
– Назовите города Ярославской области. Посмотрите на их гербы. Что вы заметили?

– Наше путешествие подошло к концу. Мы просим жюри объявить результаты. Мы побывали в прошлом нашей страны и нашего города, поговорили о символах государства, подвели итоги нашей работы по изучению своей страны. Мы всё время говорили о том, что вы – маленькие граждане огромной страны России. Что мы можем для неё сделать? Я думаю, что вы научитесь уважать свою страну, уважать и ценить окружающих нас людей, любить место, где родились и живём. Вы – будущее России. А теперь послушаем, с чего же начинается Родина? Звучит песня «С чего начинается Родина?»