Урок с использованием ИКТ "О деепричастном обороте, знаках препинания и не только…"

Разделы: Русский язык


В проведении урока помогает слайдовая презентация (приложение №1).

Тема урока: “О деепричастном обороте, знаках препинания в нем и не только”.

Форма урока: урок-хоккейный матч.

Цели урока (рис. № 2):

1. Усвоить понятие деепричастного оборота, правило постановки знаков препинания в нем.

2. Научиться строить предложения с деепричастным оборотом.

3. Предупредить ошибки при употреблении деепричастий в речи.

4. Проверить степень первичного усвоения материала.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Мы будем вести репортаж с арены стадиона, комментировать матч, который начнется по сигналу судьи. Угадайте, в какую игру мы сыграем.

Загадка эта нелегка:
Пишу всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (хоккей).

2. Проверка домашнего упражнения №234 (рис. № 3, 4).

а) Спортивная разминка “Лови ошибку”.

Найдите ошибки в распределении словосочетаний по 3-м группам.

б) Расскажите правило о написании НЕ с деепричастиями.

3) Словарно-орфографическая минутка. “Спортивный словарь” (рис. № 5, 6).

а) Запишите данные слова, прокомментируйте их лексическое значение.

Комментировать, репортаж, арена, сигнал, традиция, стадион.

б) Из истории слова “хоккей”.

4. Объяснение нового материала. Тренерские наставления (рис. № 7).

  1. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
  2. Деепричастный оборот может находиться в начале, середине и в конце предложения.
  3. Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.
  4. Но! Фразеологизмы не отделяются запятыми.

Пример:

Не покладая рук готовились хоккеисты к матчу.

5. Закрепление материала. 1-й период (рис. № 8).

а) Объясните строение выделенных деепричастных оборотов, указав зависимые от деепричастий слова. Определите место деепричастного оборота в предложении.

1) Начиная хоккейный матч, спортсмены по традиции приветствуют друг друга.

2) Судья, подавая сигнал к началу игры, вбрасывает шайбу в поле.

3) Игроки бросаются вперед, стремясь захватить шайбу.

б) № 237. Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. Запишите предложения, подчеркивая деепричастные обороты. Объясните постановку запятых.

6. Штрафная минута. (Если учащиеся допустили ошибки, рис. № 9).

Отредактируйте предложение.

Поехав на спортивный матч, неожиданно начался снегопад.

7. Закрепление материала. 2-й период (рис. № 10).

а) Запишите текст. Используя интонацию, правильно расставьте знаки препинания в предложениях, в том числе при деепричастном обороте.

Что такое вратарь? Вы наверняка ответите: “Конечно же, это игрок, защищающий ворота при игре”. Но когда-то слово “вратарь” имело значение “сторож городских, крепостных ворот”. С развитием спортивных игр слово “вратарь” возрождается, возвращаясь из небытия.

б) Перестройте предложение с деепричастным оборотом, поставив его в начало и в середину предложения. Прочитайте выразительно.

8. Штрафная минута (рис. № 11).

Вставьте в предложение деепричастный оборот, записанный в скобках. Не нарушайте порядок слов в предложении.

Снег засыпал дорожки стадиона белым пушистым покрывалом (падая беспрерывно крупными хлопьями).

9. Закрепление материала. 3-й период (рис. № 12).

Преобразуйте простые предложения с деепричастными оборотами в сложные. Подчерните главные члены предложения.

1) Нападающий Касатонов допустил ошибку, дав пас защитнику.

2) Судья удалил игрока, напомнив хоккеистам о необходимости быть на площадке корректными.

3) Выиграв матч по буллитам, хоккеисты “ЦСКА” с трудом доказали свое преимущество.

10. Обобщение материала. Овертайм (рис. № 13).

№ 241. Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните, в чём заключаются ошибки.

11. Самостоятельная творческая работа. Буллит (рис. № 14).

№ 242. Рассмотрите рисунок. Опишите, что происходит на поле, употребляя глаголы и деепричастия. Несколько предложений запишите.

12. Подведение итогов. Награждение (рис. № 15).

13. Домашнее задание. § 143, № 240.

Использованная литература:

1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. Русский язык. Сборник заданий. 6–7 классы. М. “Дрофа”. 1999 г.

2. В. Волина. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. М. “АСТ-пресс”. 1996 г.