Деятельностный подход в экологическом образовании детей

Разделы: Внеклассная работа


“ Если каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша!”

А.П. Чехов

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто её знает, изучает, понимает. “Кто глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность” (В.А.Сухомлинский).

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

Главной задачей экологического образования младших школьников считаю:

  • Формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Не умаляя значимости учебной деятельности по овладению экологическими знаниями, в своей работе организую разнообразную практическую ресурсосберегающую и природозащитную деятельность у учащихся. Основными направлениями в моей работе считаю:

  • Экологический мониторинг окружающей среды (исследовательская деятельность);
  • Пропаганда идей экологии и устойчивого развития;
  • Практические дела по благоустройству и защите окружающей среды:
  • Формирование здорового образа жизни

Эффективность экологического образования в значительной степени зависит от умелого сочетания разнообразных видов деятельности, в которую вовлекала я своих учащихся, стремясь сформировать у них экологические ценности и социальные нормы отношения к окружающей среде.

С первого класса старалась вовлечь детей в эту деятельность. С того времени и по 4 класс дети с удовольствием и с интересом участвовали в конкурсах, объявленных журналом “Мурзилка”, чаще всего это были конкурсы серии “Сорока на хвосте принесла”. Пусть мы не получили никаких призов, радость от совместной деятельности не умаляется. Во втором классе участвовали в конкурсе рисованного кино. Мы решили проиллюстрировать сказку “Гадкий утёнок” Г.Х. Андерсена, в честь его юбилея. По этим рисункам был создан фильм, который озвучивали сами дети. Наша работа в районе заняла достойное место в номинации “Самая добрая сказка”. (Приложение I).

В 3 классе вместе с детьми я вырастила рассаду цветов для школьной клумбы. Таким образом я попробовала заинтересовать учащихся новой идеей: самим оформить клумбу. Мы живём в городе Советском Ханты-Мансийского автономного округа, в районе, где не развито земледелие, так как кругом одни болота да тайга, да и почва очень скудная. Здесь в школах летом не проводится работа с учащимися на опытном участке. Дети не получают навыков обращения с землёй, не учатся выращивать растения. И эту работу я решила проводить со своими учащимися. В 4 классе мы уже целенаправленно начали изучать декоративные культуры, чтобы самим вырастить и высадить растения на клумбе, наметили для себя долговременный проект “Царство летников”, который собирались осуществить вместе с родителями.

На первом этапе проектной деятельности я постаралась создать положительный мотивационный настрой среди учащихся и родителей. Надо сказать, что эта работа заинтересовала родителей, так как многие из них тоже захотели научиться выращивать цветы.

Второй этап – подготовительный, где определялись задачи проекта, составлен был план действий, устанавливались критерии оценки результатов, согласовывались способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее – с нарастанием ученической самостоятельности).

Третий этап – информационно-операционный: учащиеся собирали материал, работали с литературой, непосредственно выполняли проект, и всё это под чутким руководством учителя.

Четвёртый этап – рефлексивно-оценочный: учащиеся представили проект, участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляли устную и фиксированную самооценку.

Цель проекта: озеленение территории перед зданием школы (Приложение II). А для того, чтобы осуществить эту цель, нам предстояло решить несколько задач:

  • Изучить литературу по выращиванию цветочных культур;
  • Разработать эскизы цветников;
  • Посеять семена;
  • Ухаживать за рассадой: пикировать, поливать, подкармливать;
  • Подготовить почву для высадки рассады: внести удобрение, выкопать участок, разровнять;
  • Высадить рассаду на клумбу и вазоны;
  • Защитить растения от холода и жары;
  • Бороться с сорняками;
  • Вовремя поливать;
  • Собрать семена для следующего года.

Проект был выполнен на клумбе размером в 60 квадратных метров и в восьми вазонах. Выращено около 3000 корней рассады. Вся работа, от посева до сбора семян, выполнена силами учащихся класса. Заинтересованность детей возрастает, когда в реализации проекта принимают участие и родители.

В ходе работы над проектом, учащимся пришлось провести несколько исследований:

  • Какие выбрать растения для выращивания?
  • Какой должна быть почва для растений?
  • Сколько требуется корней рассады?

При выборе растений, авторы учли климатические условия края. Земля здесь скудная: песок да глина, лето короткое, так как бывают поздние заморозки в середине июня и в августе.

Экономическое обоснование показало, используя уже готовые орудия труда, работы можно осуществить меньшими затратами. В экологическом обосновании показана роль растений в экологической обстановке города.

Во время основного этапа дети участвовали в самых разных акциях:

  • знакомились с декоративными растениями;
  • провели цикл мероприятий о цветах (например “Фестиваль цветов”, “Бал первоцветов” и другие);
  • проводили большую просветительскую работу среди учащихся начальной школы и микрорайона, приглашая на свои праздники и выезжая с выступлениями;
  • собрали легенды и мифы о цветочных культурах, оформили альбом;
  • участвовали в конкурсе эскизов клумбы, рисунков “Мой любимый цветок”;
  • на уроке труда выполняли панно клумбы;
  • собрали семена для будущего проекта;
  • изготавливали конверты для семян;
  • участвовали в конкурсе на лучший подбор стихов, загадок о цветах.

Успехом работы над проектом явились:

– достигнутый конечный результат;

– создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;

– информация о проекте широко распространена;

– затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический;

– получено удовольствие от своей деятельности.

Несомненно, работа над проектом сыграла большую и значимую роль в жизни учащихся. Они научились не только выращивать цветы, но и пополнили свой багаж знаний, ребята по-новому смотрят на окружающий мир.

Выполняя данный проект, дети не забывали и о других направлениях экологического образования. Силами учащихся класса была выполнена коллективная творческая работа “Зелёный наряд Югры”, где дети описывали деревья и кустарники нашего края, выполняли аппликации из листьев, рисунки деревьев и кустарников, собрали и подписали гербарий листьев этих растений. На Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся “Первые шаги” эта работа получила второе место. Интерес детей к изучению родного края поддерживала в ходе всей работы. Предложила детям углубить эту тему, побольше узнать не только о растениях, но и о том, какую роль в жизни коренных народов Югры они имеют. С этой целью были проведены экскурсии в музеи нашего города и соседнего, встречались с коренными жителями, которые рассказали о том, что сами знали. Много времени проводили учащиеся в библиотеке, в краеведческом отделе, где пролистали все журналы “Югра”, газеты “Новости Югры”, всю имеющуюся литературу. Таким образом была выполнена работа “Деревья Югры и отношение к ним коренных жителей” (Приложение III). Работа, хоть и поздно, была отправлена на VI Всероссийский конкурc исследовательских и творческих работ в области экологии “Человек на Земле”. За эту работу мы получили диплом V ступени, считаю, что получили хорошую оценку (самая высокая ступень – седьмая). Интерес учащихся по изучению родного края я постаралась удержать и предложила двоим учащимся продолжить начатую работу. Асланов Заур решил поработать над темой “Животные в культуре обских угров”, Андреева Алёна – “Ягоды Югры и их роль в жизни коренных народов округа”. Эти работы были отправлены на Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся “Первые шаги” и на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” в 2007 – 2008 учебном году.

В четвёртом классе я предложила детям организовать и провести Неделю птиц (Приложение IV). С этой целью были разработаны мероприятия:

  • линейка “Открытие Недели птиц”
  • викторина для учащихся начальной школы;
  • классный час для учащихся начальной школы (с презентацией) на тему “Птицы – вестники весны”;
  • конкурс стенгазет о птицах;
  • конкурс на лучшие скворечники, выполненные силами учащихся и родителей;
  • театрализованное представление, рассчитанное на 40 минут, “Послушайте нашу Курицу”.

После всех этих дел, ребята продолжили экологическое просвещение населения. Со спектаклем “Послушайте нашу Курицу” и с викториной выступали в соседней школе перед учащимися начальной школы, на станции юннатов, в Центре “Созвездие”, перед бабушками в интернате. И везде детей встречали очень хорошо, а для них это был триумф.

Не забывали учащиеся участвовать и во всех объявленных в районе конкурсах (Приложение V). Например, в конкурсе рисунков, объявленной станцией юных натуралистов “Лягушка и её друзья”, мои учащиеся заняли все призовые места. В конкурсе поделок из природного материала “Берендеево царство” из нашей школы были представлены работы только моих учащихся. В экологической акции “Марш парков” рисунок моей ученицы занял почётное второе место. Летом, во время летней площадки, дети принимали участие в конкурсе-викторине, объявленном заповедником “Малая Сосьва”, получили диплом.

Участие в конкурсах, разработка проектов – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию в творческой деятельности. В процессе работы дети получили полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. И это меня радует!