Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Изменения в российском обществе привели к серьезным изменениям и в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения и принятие педагогической общественностью гуманистической педагогики. Эти условия накладывают огромную ответственность каждого педагогического коллектива за выбор вариативной программы обучения и ее адекватной реализации. О качестве образования, особенно когда речь идет о МДОУ, можно говорить только тогда, когда в образовательном процессе доминирует развивающее обучение.

Развитие ребенка - одна из ключевых целей деятельности нашего МДОУ. В рамках реализации данной цели мною разработан и внедрен проект "Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста". (Приложение 1)

Идея проекта - полноценное формирование ключевых компетенций детей младшего дошкольного возраста неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией чувственных и двигательных центров нервной системы и анализаторов.

Новизной идеи является:

  • сопоставление закономерностей филогенетического и онтогенетического развития человека;
  • введение в систему работы понятия оптимального двигательного стереотипа, как комплекса движений, характеризуемого внешней и внутренней гармонией движений тела;
  • выстраивание образовательной деятельности с учетом базовых факторов развития, специфичных для развития ребенка.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. "Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь" (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно в дошкольном возрасте особое внимание уделить развитию восприятия.

Реализация проекта включила ряд этапов и мероприятий. Одним из этапов является внедрение сенсомоторных технологий в МДОУ, распространение педагогического опыта среди воспитателей детского сада. Наиболее эффективным мероприятием в рамках этих задач явился мастер - класс для воспитателей детского сада.

Предлагаю сценарий мастер - класса "Эффективность применения сенсомоторной координации для развития детей младшего дошкольного возраста".

Мастер - класс

"Эффективность применения сенсомоторной координации для развития детей младшего дошкольного возраста"

Участники: воспитатели и педагоги МДОУ

Мастер: автор внедряемой технологии

Приветствие участников. Знакомство.

Обсуждение правил проведения мастер - класса

- "Находись здесь и сейчас"

- "Говори что знаешь"

- "Делай что умеешь"

- "Позитивно относись к мнениям других"

- "Уважай время"

- "Помни, что знать и уметь никому не вредно"

Вопрос ко всем участникам мастер - класса:

"Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер - класса?" (высказывания участников)

Актуализация проблемы.

Ребенок - абсолютная ценность, мера всех вещей! Ребенок индивидуален и неповторим! Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость проблемно рассматривать применение педагогических технологий. Особенно когда вопрос стоит о младшем дошкольном возрасте, ведь это первая ступень общего образования.

Сегодня нам предстоит рассмотреть требования к педагогическим технологиям, применяемым в работе с детьми 3 лет. Лишь тогда мы сможем объективно оценить эффективность и целесообразность применения технологии сенсомоторной координации в педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста. Предлагаю каждому высказать свое представление о ребенке 2-3 летнего возраста

(Обмен мнениями)

Давайте обсудим, какие требования к педагогическим технологиям необходимо предъявить для создания условий полноценного развития ребенка?

При построении образовательного процесса важно соотнесение мнения его участников, а именно детей, воспитателей и родителей. Для этого предлагаю разбиться на три группы и в ходе обсуждения выработать единую точку зрения на вопрос "Каковы требования, которые необходимо предъявлять к педагогическим технологиям?"

Работа в группах. Участники делятся на группы: "Дети", "Воспитатели", "Родители". Каждой группе предлагается набор выражений, касающихся условий развития детей. Необходимо выработать единую точку зрения на поставленный вопрос и выбрать из имеющихся выражений наиболее, по мнению группы, актуальные. Участникам дается 3 минуты на обсуждение. Итог работы каждой группы фиксируется на доске и представляется всем участникам.

Выработка единого мнения.

Каждая группа критически рассматривает точку зрения других групп. В ходе обсуждения вырабатывается единая точка зрения и фиксируется на доске.

Проигрывание сенсомоторной технологии. Игра "Теремок"

Участникам предлагается на себе испытать особенности влияния технологии сенсомоторной координации.

На полянке стоит Теремок. Каждому из участников раздается по одинаковому мешочку, в каждом из которых находятся: крупа, яблоко, малина, морковь, рыбий корм. Предлагается на ощупь и по запаху определить содержимое и решить для кого из героев сказки "Теремок" этот подарок. Далее необходимо отправится в "волшебный лес" и найти своего героя, вернуться к Теремку в роли своего героя и представиться (импровизация).

По итогу игры Мастер (ведущий) дает информацию об особенностях технологии сенсомоторной координации, комментирует проигранную ситуацию. Участники обмениваются мнениями о своих ощущениях от игры.

"Экспертная оценка"

Участникам мастер-класса предлагается оценить предложенную технологию с позиции совместно выработанных требований. На обсуждение 1 минута. Результат обсуждения фиксируется на доске.

Итоги мастер-класса

Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос "Получили ли Вы то чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса?" (высказывания участников)

Мастер предлагает участникам методические разработки, которые они могут применить для построения педагогической работы в своих группах.

Участникам предлагается заполнить листы обратной связи.