Ономастика: научный поиск и творчество

Разделы: Русский язык


Цели:

  • способствовать повышению интереса к этимологии;
  • формировать навыки исследовательской работы;
  • воспитание любви к малой родине, её истории, истории своей семьи;
  • выявить особенности антропонимов в живой речи;
  • расширить кругозор, пополнить словарный запас.

Тип урока: урок-исследование.

Приёмы и методы работы:

  • исследования;
  • творческая деятельность.

Оборудование:

  • презентация;
  • этимологические словари;
  • астрологические данные;
  • буквы;
  • облака со словами.

ЭТАПЫ УРОКА

I. Постановка цели. Стадия вызова.

Слово учителя:

(слайды 1, 2, 3, 4)

- Всему на свете человек дал имя. И наш сегодняшний урок посвящён одному из разделов лингвистики - ономастике. На первый взгляд слово кажется незнакомым. Что скрывается за ним?

Эпиграфом к уроку мы взяли слова А. С. Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.

- Именно научный поиск и творчество помогут нам.

II. Стадия осмысления. Научный поиск.

(слайд 5)

- Из этимологического словаря известно, что слова ономастика и другие онимы (топонимы, астронимы, теонимы, космонимы) пришли из греческого языка.

Особое внимание сегодня хотелось бы уделить АНТРОПОНИМАМ.

- Существует такая наука АНТРОПОНИМИКА - ВАЖНАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛЮБОГО ЯЗЫКА КАК ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ, КОТОРАЯ ХРАНИТСЯ В СОЗНАНИИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА.

- Запишите в тетрадь слова ОНОМАСТИКА и АНТРОПОНИМЫ и их значение.

- У русских и многих других народов существует формула: имя + отчество + фамилия = ?

(слайд 6)

- Что же стоит за этими тремя слагаемыми? Чтобы дать ответ на этот вопрос, вы станете исследователями, открывателями.

(слайд 7)

Итак, первое слагаемое в формуле - имя. (Запись в тетрадь)

Имена - это часть истории, в них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов.

(слайд 8)

- До принятия христианства имена отражали в себе качества людей, особенности характера, поведения, речи, очерёдность появления в семье.

- Ребята, что означают эти имена, как вы думаете?

(слайд 9)

- Со времён принятия христианства древнерусские имена были вытеснены церковными: греческими, древнеримскими, древнееврейскими, египетскими, хотя наряду с ними у русских ещё существовали мирские, неканонические имена.

(слайд 10)

- Однако к 18- 19 векам древнерусские имена были полностью забыты и вышли из употребления. В соответствии с правилами ребёнку давалось имя того святого, чей день чествования приходился на день крестин. Особенно строга была церковь по отношению к мальчикам. При выборе имён для девочек правила были менее строгими. Можно было давать имена тех святых, которые празднуются в 8 день после рождения.

III. Стадия исследования.

- В настоящее время имена детям дают родители, друзья или родственники.

(слайд 11), (музыка)

Чтение стихотворения Р. Гамзатова (Лисовая Ира).

Пред тем, как имя тебе дать,
Ещё лежащей в колыбели,
Вдвоём - твои отец и мать -
На небо звёздное глядели.
Всю ночь им было не до сна.
Они часов не наблюдали
И звёзд мерцавших имена,
Не торопясь, перебирали.
И, предрекая мой удел,
В горах, где небу нету края,
В раздумье на огонь глядел
Отец, мне имя избирая.
Я имя волею отца
Обрёл у звёздного предела,
Посланца, вестника, гонца
Оно значение имело.

Индивидуальная работа.

- Ребята, а почему вы носите эти имена? И откуда пришло ваше имя? (Дети объясняют происхождение своего имени.)

- У некоторых людей два имени. Почему? Может быть, есть такие и среди вас? (Ответы)

- Что праздновали и как на Руси в день наречения имени? (Предполагаемые ответы: день Ангела.)

(слайд 12)

Если мы обратимся к литературным источникам, то увидим, что даже писатели и поэты не обошли этот день в своём творчестве. Сейчас же предпочтение отдаётся празднованию Дня рождения.

(слайд 13)

- Многие имена подвергались изменениям. Дома, в кругу друзей людей называют сокращёнными формами имён. Это имена тёплые, домашние, ласкательные. Эти формы имеют свои суффиксы. Кроме того, существует уничижительная форма имён. Это имена грубые, неласковые.

Задание: а как вас называют домашние, друзья? Образуйте уменьшительно-ласкательную форму от своих имён.

(слайд 14)

- А было время, когда родители давали детям несуразные имена. Особенно взрыв произошёл в 20-е годы 20 века. Эти имена взяты из материалов загсов. Как вы думаете, что чувствовал человек, носящий такое имя? И уж своим детям они точно дадут простые, понятные имена. Поэтому не только родителям, но и учёным, общественности надо быть очень осторожными с именами.

Работа в группах.

- Сейчас существует наука астрология, которая утверждает, что судьба человека целиком зависит от его имени. Верите ли вы в это?

(слайд 15), (приложение 1).

Задание: попробуйте исследовать свои имена. Каждая буква имени несёт с собой определённую черту характера. Согласитесь ли вы с этим после проведённого исследования?

(слайд 16)

Слово учителя:

- Следующее слагаемое формулы - ОТЧЕСТВО.

- Запишите своё отчество и отчества своих родных и выделите формообразующий суффикс.

(слайд 17)

Кем был твой прадед на Руси-
Свою фамилию спроси.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись - и ты увидишь в них
Историю России.

- Запишите в тетрадь слово ФАМИЛИЯ

- Давайте, ребята, представим себе на минуту фантастическую ситуацию: московский князь Иван Калита из 13 века попал в 21. Что бы он ответил на вопрос: " Ваша фамилия?" Скорее удивился, так как у него её просто не было. До конца 18- середины 19 в. большинство населения России фамилий не имело. КАЛИТА - это прозвище - " денежный мешок", "сума".

(слайд 18)

- Раскроем пожелтевшие страницы старинных документов, актовых записей и окажется, что наряду с фамилией у человека было прозвище. (Запись в тетрадь).

- Что потом образовалось от этих прозвищ? (Фамилии).

- Посмотрите внимательно на слайд. Какие фамилии, образованные от данных прозвищ вам известны?

Исследовательская работа.

- В нашем селе тоже очень интересна история происхождения некоторых фамилий и прозвищ. Со своей исследовательской работой выступят Ира и Лена.

(слайды 19, 20, 21)

- Ребята, очень интересно узнать, как образовались имена и фамилии у других народов, живущих на Кавказе. (Рахила, Руслан).

IV. Творческое задание.

(слайд 22)

Индивидуальные творческие задания: сочинить сказку или юмористический рассказ о происхождении своей фамилии.

V. Итог урока. Вывод.

(слайд 23)

Работа в группах (4 группы):

- Ребята, наша работа подходит к концу. На столах у вас лежат буквы. Попробуйте сложить из них слова и объяснить значение, прикрепив на стенд. (Дети складывают слова "ономастика", "атропонимы", "фамилия", "имя", "отчество")

- Итак, что же мы получаем, сложив фамилию, имя, отчество? Кто стоит за этими словами? (Человек.)

- Какой мы можем сделать сегодня вывод? Что: фамилия, отчество, имя - вершат судьбу человека? Или сам человек выбирает, каким ему быть? (Отвечают дети.)

Слово учителя:

Ослов фамилию сменил,
Алмазовым назвался,
Но в основном ослом он был,
Ослом он и остался!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии,
А в человеке!

VI. Рефлексия.

- Что извлекли вы для себя сегодня? Уходя с урока, что пожелаете своим друзьям, одноклассникам? Какими хотите видеть их и какими хотите быть сами? Назовите самые лучшие качества человека, на ваш взгляд. ( На столах лежат облака с написанными качествами: доброта, честность, уважение к родителям и т. д. Группа выбирает пять самых важных и приклеивает на стенд.)

VII. Домашнее задание:

  • знать происхождение, правописание и значение новых слов;
  • подготовить сообщения о происхождении своей фамилии;
  • составить кроссворды, ребусы по теме "Ономастика".

- Спасибо за урок! Самые активные получают "5". Но самую важную оценку вам и вашим поступкам даст жизнь.