Мероприятие "Правила хорошего тона"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Обобщение и закрепление знаний учащихся в различных сферах действия этикета;
  • Развитие асертивных качеств личности;
  • Повышение эстетической культуры и уровня культуры поведения молодежи.

Форма проведения: викторина.

Материально-техническое оснащение: проектор, ножницы, бумажные салфетки, муляж мясных блюд (отбивная на косточке, ножка куриная), оценочное табло.

Ход мероприятия

Организационное начало.

Золотое правило нравственности: "Чего сам не любишь, того и другому не делай". (Слайд 1)

Преподаватель:

- Здравствуйте ребята и наши уважаемые гости! Сегодня мы с вами поговорим об этикете, о нормах и правилах поведения в различных ситуациях.

"Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений". (Слайд 2)

В современном обществе этикет очень сильно изменился - упростился, стал более естественным, приобрел смысл повседневного доброжелательного и уважительного отношения ко всем людям, независимо от их должности и общественного положения.

Знание этикета необходимо особенно работникам общественного питания, так, как люди приходят в бары и рестораны не только перекусить, но и провести деловую беседу, отметить юбилей или другое торжество. От этих знаний будет зависеть успех этих торжеств. Вот почему мы с вами на уроках "Деловой культуры" подробно рассмотрели сферы действия этикета.

Попытаемся вспомнить некоторые из них.

Перед началом викторины я зачитаю историческую справку.

Историческая справка. (Слайд3)

История этикета имеет давние корни.

Еще в Древней Греции философ Гесиод записал в своей книге "Труды и дни" правила поведения для мужчин и женщин. В основе изложенных им правил - труд, справедливость, бережливость, законность.

Известно мнение Сократа (436-338 гг. до н.э.): "Признак изящества - приличие, признак щегольства - излишество".

Первыми книжными руководствами по поведению были "Манеры за столом" и составленная Петрусом Альфонсом "Дисциплина клерикалис" (1204 г.).

Правила проведения викторины:

Викторина состоит из 6 этапов.

В группе формируются 2 команды по 6 человек (капитан, докладчик, менеджер, хронограф) + помощники (2 учащихся).

У каждого члена команды есть свои обязанности: капитан контролирует работу каждого члена команды, докладчик сообщает нам о результатах работы группы, менеджер обеспечивает группу всем необходимым для работы, а хронограф засекает время выполнения каждого задания.

Деление группы на две команды можно осуществить по временам года (весна, лето- осень, зима).

Выбор ролей может проводиться двумя способами: по желанию команды или по предложениям преподавателя, например по цвету волос, глаз и т. д.

Название команды (учащиеся выбирают название команды).

Вопросы задаются командам поочередно, если ответ прозвучал неверно, то право ответа переходит другой команде.

Знакомство с жюри.

Преподаватель:

- Уважаемые игроки, вас будет оценивать жюри в составе 5 человек.

Критерии оценок: полнота ответа, соблюдение регламента, сплоченность команды.

Жюри оценивает ответы по 5-альной системе.

Итак, мы с вами вспомним некоторые нормы и правила поведения. (5 мин.)

Основная часть.

Преподаватель:

-Традиционные законы гостеприимства у всех народов основаны на принципах вежливости, такта, доброжелательности и уважения друг к другу. Знание правил этикета и постоянное руководство ими в своем поведении - неотъемлемая часть культурного человека. К сожалению, иногда люди, собравшиеся для совместного общения, расходятся раздосадованными или обиженными. Это могло случиться, потому, что в компании был человек, не владеющий правилами этикета, допускающий одну оплошность за другой - пусть и не по злому умыслу, а потому, что в свое время не усвоил, что можно, а чего нельзя себе позволить в обществе.

А теперь пришло время представить наши команды. (2 мин.)

1 этап: "Звонок другу и не только:"

А) Какое самое удачное время для телефонных звонков?

в будние дни:

1. 7-00ч. -21-00ч.

2. 9-30ч. - 20-30ч.

3. 10-30ч. - 13-30ч.

4. в любое время

5. другие варианты ответа

(Ответ: 2)

В выходные дни не раньше:

1. 7-00ч.

2. 9-30ч.

3. 11-00ч.

4. другие варианты ответа

(Ответ: 3)

Б) Кто представляется первый - звонящий по телефону или тот, кому позвонили?

(Звонок домой)

1. кому позвонили

2. кто позвонил

3. кто успел первый

4. кто воспитан лучше

5. другие варианты ответа

(Ответ: 2)

(Звонок на предприятие)

1. кому позвонили

2. кто позвонил

3. кто успел первый

4. кто воспитан лучше

5. другие варианты ответа

(Ответ: 1)

В) Вам позвонили на работу. Какими будут ваши первые фразы?

1. Здравствуйте! Я вас слушаю.

2. Алло, кто звонит, это ресторан "Океан"?

3. Алло, это ресторан "Звездный"

4. Здравствуйте, ресторан "Стрела", метрдотель.

5. другие варианты.

(Ответ: 4)

Г) Ваши действия, если звонок прозвучал не вовремя?

1. Вы ответили, что заняты и положили трубку.

2. Попросили перезвонить попозже.

3. Не отреагировали никак на звонок.

4. Вы предложили встречный звонок, когда освободитесь.

5. Другие варианты ответа.

(Ответ: 2,4) (5 мин.)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты 1-го этапа.

2 этап: "Стол - это божий престол"!

Преподаватель:

-Люди приглашают гостей и собираются в компании, чтобы испытать радость общения, настроение праздничного веселья, чтобы интересно и приятно провести время или отметись какой-либо праздник. Это означает, что хозяин должен потратить усилия, время и деньги, чтобы вечер прошел хорошо.

Историческая справка:

Древнегреческий философ Демокрит писал: "Жизнь без праздников есть длинный путь без остановки на отдых".

Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы.

1. Какие принципы существуют при рассаживании гостей в зале ресторана?

(Примерный вариант ответа: Найти свободное место - это обязанность мужчины. Это может сделать при помощи метрдотеля, официанта. Если нет свободных столиков, то официант может предложить посидеть пока в баре и т. д.)

2. Как пользоваться полотняной салфеткой?

(Примерный ответ: Полотняную салфетку кладут на колени, она предохраняет одежду от случайных крошек. Ею рот не вытирают, а лишь прикладывают к губам. В конце еды кладут справа от тарелки).

3. Назовите основные приборы?

(Примерный ответ: Столовый, закусочный, десертный, рыбный и фруктовый).

4. Какие правила надо соблюдать при еде супов?

(Примерный ответ: Ложку подносят боковой стороной, делая зачерпывания от себя, но лучше оставить немножко супа в тарелке. Во время еды супа ложку оставляют в тарелке, а когда съедят весь суп, то ложку кладут на подставочную тарелку или блюдце за глубокую тарелку или бульонную чашку).

5. Когда нужна вазочка с теплой подкисленной водой?

(Примерный ответ: Вазочку с подкисленной водой подают после того, как поели птицу или дичь).

(8 мин.)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты 2-го этапа.

3 этап: "Пальчики оближешь"!

Преподаватель:

- Пусть даже блюдо очень вкусное, но облизывать пальчики, все-таки не стоит.

А для того, чтобы не оказаться в неудобном положении за столом, мы с вами знаем как правильно нужно вести себя во время трапезы.

Итак, вопрос:

Для чего одевают на косточки отбивных, ножки окорока или дичи предмет, который вы нам сейчас сделаете, назовете и покажете?

(На отдельном столике лежит все необходимое для его изготовления - ножницы, разноцветные бумажные салфетки, муляжи блюд). (10 мин.)

(Ответ: Это- папильотка. Одевают ее для того, чтобы во время еды не запачкать руки и как элемент оформления блюда).

Жюри подводит итоги и объявляет результаты 3-го этапа.

4 этап: "Приходите, гости дорогие"!

Древнегреческий философ Демокрит писал: "Жизнь без праздников есть длинный путь без остановки на отдых". (Слайд 4)

Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы.

У вас день рождения, к вам пришли гости. Как следует правильно встречать гостей? Назовите правила гостеприимства. (18 мин.)

Приведите пример пословицы, относящейся к гостевому этикету.

(Примерные варианты ответов).

Встречать гостей следует приветливо, с улыбкой.

Нужно помочь пришедшему снять и повесить на вешалку пальто. А затем провести в комнату.

Представить ранее пришедшим гостям.

К тем, кто пришел в гости в первый раз, нужно быть особенно внимательным.

За стол хозяин садиться первым, он предлагает отведать блюда всем гостям, а потом берет себе.

Есть нужно, не спеша, чтобы не торопить гостей.

Вежливый хозяин не встает из-за стола, пока его гости едят.

Провожая гостей, нужно помочь им одеться и отворить дверь.

Хозяин, получая подарок, должен его развернуть, посмотреть, поблагодарить и ни в коем случае не поддавать вида, если вещь не очень-то понравилась.

Если в качестве подарка преподнесли коробку конфет, пирожные или торт, то нужно угостить ими всех своих гостей.

Если кто-то из гостей вам не приятен, то надо стараться быть с ним вежливым.

Пословица: "Будь как дома, но не забывай, что ты в гостях"?

Жюри подводит итоги и объявляет результаты 4-го этапа.

5 этап: "Мы поедем, мы помчимся"!

Преподаватель:

- Часто в общественном транспорте мы оказываемся свидетелями неприглядных ситуаций. Для того чтобы быть взаимно вежливыми людьми, мы должны знать, как правильно нужно вести себя не только дома, на работе, в гостях, но и в автобусе или троллейбусе.

Итак, вам предлагается продолжить предложение с кратким комментарием.

1. Неприлично в общественном транспорте ::.

(Варианты ответа: делать макияж, громко смеяться, пристально разглядывать людей, есть мороженное, пить газированные напитки, а также заглядывать через плечо или сверху в книгу или газету соседа, пытаясь прочесть их и т.д.)

2. При входе в общественный транспорт сначала пропускают ::

(Варианты ответа: пожилых людей, инвалидов, женщин с детьми, девушек, женщин)

3. Выходить из автобуса или трамвая должен первый:..

(Вариант ответа: Мужчина, чтобы подать руку своей спутнице)

4. Молодые женщины и девушки могут помочь выйти из общественного транспорта:..

(Вариант ответа: старшим по возрасту женщинам). (5 мин.)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты 5-го этапа.

6 этап: "А я иду, шагаю по Москве:"

Преподаватель:

- Ребята, вам предлагается составить маленький рассказ о правилах и нормах поведения, используя набор слов и словосочетаний, подложенных вам ниже. Можно использовать и другие слова и выражения. (Слайд 5)

Слова и словосочетания:

Женщина, правая сторона, рукопожатие, встречный поток, перчатка, провести, левая сторона, мужчина в военной форме, узкий тротуар, пожилой человек, знакомый, машины, расталкивать.

Назовите сферу действия этикета, о которой говориться в вашем рассказе. (5 мин.)

Заключительная часть.

Преподаватель:

- Перед тем, как жюри подведет итог нашего последнего этапа и всего конкурса и объявит команду победителей, я хотела бы вам зачитать следующие строчки: (Слайд 6)

Англичане говорят: "Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, как их делают другие".

Старайтесь везде и всегда быть взаимно вежливыми, учтивыми и предупредительными. Только так общение и взаимодействие с другими людьми принесет вам удовлетворение.(2 мин.)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты 6-го этапа.

Подведение итогов викторины, определение победителей, вручение призов.

(5 мин.)

Приложение.