Система подготовки к ЕГЭ

Разделы: Химия


В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. В 2007 году в нашей школе был создан класс химико-биологического профиля. Работа по совершенствованию и обновлению содержания химического образования в профильном классе направлена, прежде всего, на углубление и расширение знаний учащихся в области химии, формирование у них познавательной активности, творческой инициативы, самостоятельности суждений, т.е. личностных компетенций, обеспечивающих успех в любой сфере деятельности, в том числе и учебной. Важным направлением работы является подготовка учащихся профильного класса к единому государственному экзамену. Поэтому обобщение опыта работы учителя химии нашей школы Рябовой О.Е. является актуальным и будет полезен коллегам.

Цель: Совершенствование структуры и содержания курса химии в классе химико-биологического профиля, поиск эффективных средств и методов организации учебного процесса при подготовке учащихся к единому государственному экзамену.

Сущность опыта: подобрана система расчётных задач по химии, способствующих подготовке выпускников к единому государственному экзамену; выявлен уровень готовности выпускников к ЕГЭ; экспериментально проверена эффективность системы расчётных задач.

Новизна: реализована целостная организационно-методическая система обучения учащихся решению сложных химических задач, разработаны рекомендации по выявлению готовности старшеклассников к ЕГЭ.

Трудоёмкость: подготовка учащихся к ЕГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение задач повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы контроля знаний.

Особенности методической системы: Рябова О.Е. считает, что ученики, как правило, не могут самостоятельно решить нестандартную задачу, и от педагога требуется помощь, максимально сохраняющая самостоятельность учащихся. Эти, казалось бы, взаимоисключающие требования к действиям учителя и составляют основные сложности его работы.

Учитель выделяет характерные затруднения учащихся при решении расчётных задач, возникновение которых объясняет личностными особенностями учеников:

  • низким интересом к содержанию задач;
  • недостаточными волевыми качествами и целеустремлённостью;
  • заниженной или завышенной оценкой своих знаний и способностей.

Встречаются затруднения, связанные с неприятным отношением к своим действиям и знаниям: “зацикливание” на первой пришедшей в голову идеи, рассмотрением только одного варианта решения; отсутствием предварительного соотнесения идеи решения с условием, известными ученикам теоретическими положениями и фактами; дефицитом информации, например незнанием химических свойств веществ.

Учитывая причины затруднений учащихся, учитель подбирает задачи, содержание которых вызывает у учащихся интерес, подчёркивает их практическую значимость. Считает необходимой мобилизацию творческих способностей учащихся, направляет их на анализ различных вариантов решения задачи, проявление интуиции в поиске решения. Помощь ученику оказывает не тогда, когда он столкнётся с тем или иным затруднением, а в случае, если школьник не смог самостоятельно его преодолеть и начинает терять терпение.

Для формирования познавательной активности Рябова О.Е. использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности:

  • систематически вводит в учебный процесс в химико-биологическом классе нетрадиционные задачи интегрированного содержания;
  • создаёт педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • стимулирует учеников к использованию способов решения задач без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Таким образом, учитель оценивает деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижений.

Организационно-методическая система обучения учащихся решению сложных химических задач, сочетающая традиционные и нетрадиционные формы организации учебного процесса, включает следующие элементы:

  • Уроки обучения приёмам решения задач.
  • Уроки формирования навыков выбора способов решения задач.
  • Практические занятия.
  • Урок одной задачи
  • Уроки-бенефисы.

Уроки формирования навыков выбора способов решения задач

1-й урок

Постановка перед учащимися цели: изучив условие задачи, предложить возможные способы её решения.

Этапы урока:

  1. Устные упражнения с целью повторения необходимых для решения формул.
  2. Фронтальная беседа с учащимися по выделению химических модулей для решения задач.
  3. Фронтальная работа по решению задачи одним из модулей.
  4. Самостоятельное решение задачи другого типа (проверка по образцу).
  5. Устный анализ нескольких решений задач, сравнение их с позиции целесообразности и эффективности.

2-й урок

  1. Проверка учителем выполнения домашних заданий.
  2. Классификация учащимися на уроке задач по способам решения.
  3. Выделение из каждой группы задач, которые можно решить различными способами.

Урок одной задачи

Урок такого типа как бы завершает некоторый этап обучения решению задач, поэтому его лучше провести в тот момент, когда учениками усвоены необходимые понятия и разобран ряд частных приёмов решения задач. Внимание на этом уроке концентрируется в основном на анализе приёмов решения задачи. Поэтому, чтобы не тратить силы на знакомство с условием нескольких задач, достаточно рассмотреть решение только одной задачи, интересной по содержанию, богатой идеями, имеющей несколько способов решения. Творческая активность учащихся, в конечном счёте успех урока, целиком зависят от тех методических приёмов, которые выбирает учитель для анализа задачи. Они подчинены в основном двум целям:

  • направить деятельность школьников на исследование связей между данными задачи;
  • отработать умение делать логические выводы из полученных результатов.

После того как задача решена несколькими способами, учитель предлагает ученикам вопросы аналитического содержания:

Какими способами была решена задача?

Какой из них наиболее рациональный?

Какая закономерность между данными задачи была основной в каждом способе?

Нельзя ли рассматривать эту задачу как частный случай более общей задачи?

Чем интересна данная задача?

Вопросы помогают учащимся совершить рефлексию – осознать, какими новыми приёмами обогатился их опыт решения задач.

Уроки-бенефисы

На таких уроках Рябова О.Е. проводит отчёты учащихся профильного класса о самостоятельных домашних исследованиях. Одним из требований к “бенефисной” задаче является возможность увидеть несколько способов её решения. Ученикам с низким уровнем активности и мотивации условие задачи предлагает учитель. Важно, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций). Ведь цель таких уроков – стимулирование творческой деятельности учащихся.

На всех этапах учебного процесса учитель применяет учёт и корректировку учебной деятельности учащихся с целью стимулирования самооценки ими уровня усвоения способов учебно-познавательной деятельности и её результатов и предоставление ученикам информации для самостоятельного планирования и продвижения в усвоении учебного материала.

Опыт работы показывает, что можно организовать подготовку к единому государственному экзамену без опоры на “динамический тренинг” – натаскивание. Для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности учитель обращается к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления). Учитывая технологическую процедуру проведения ЕГЭ (заполнение документации, ограничение временем), учитель предлагает ребятам наряду с традиционными формами контроля знаний и умений компьютерные формы тестирования – индивидуальные, автоматизированные. Изюминка здесь заключается в том, что использование компьютерного тестирования значительно усилило мотивацию обучаемых:

а) повысилась активность работы на занятиях;
б) появился дух состязательности;
в) увеличилось количество положительных эмоций в ходе занятия;
г) появилось устойчивое стремление “победить” компьютер, доказав при этом наличие твёрдых знаний по предмету;
д) усилился интерес к самостоятельной подготовке.

Результативность: реализация учителем методической системы обучения учащихся решению расчётных задач привела к сокращению количества ошибок в контрольных работах учеников, вызванных несформированностью навыков самоконтроля и самокоррекции, отсутствием самостоятельно найденных способов решения; возросла успешность решения учащимися задач с недостающей и избыточной информацией; увеличилось количество оригинальных решений типовых задач и успешно выполненных нестандартных решений с ориентиром на задания ЕГЭ. Контрольные срезы знаний, призовые места на районной олимпиаде по химии, результаты выпускных и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения показывают положительную динамику изменения уровня обученности учащихся по предмету.