Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Именительный падеж имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель

  • закрепить знания об имени существительном как части речи (обобщение, лексическое значение имён существительных, их связь с другими словами в предложении,. род, изменение по числам и падежам);
  • обобщение знаний о признаках именительного падежа;
  • развитие умения находить в предложениях его главные члены.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня в нашем классе необычный день. У нас гости. И я надеюсь, что им у нас очень понравиться, а вы сумеете показать, чему научились за это время.

На уроке вы будете:

  • выполнять задание;
  • давать полные ответы,
  • не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво,
  • внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей,
  • помогать друг другу в сложных ситуациях.

Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.

В процессе урока за каждое выполненное задание вы получите фишку. За правильный ответ - целый кружок, за неполный - половину.

В конце урока подведём итог. Кто больше набрал кружков.

Тема нашего урока "Именительный падеж имён существительных".

На уроке мы узнаем всё о существительных в именительном падеже.

А вот основная цель нашего урока (вывешиваю на доске).

- Прочитайте.

- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему нашего урока.

Но прежде, чем перейти к теме урока, проведём словарную работу.

- Записали в тетрадь "Словарная работа".

II Словарная работа

- У вас на столах лежат карточки с орфограммами. Где вы должны из набора слов выбрать те слова, которые соответствуют вашей орфограмме.

- Приступаем к работе.

Проверка выполнения задания Учащиеся поочерёдно выходят к доске и зачитывают выбранные слова. Остальные дети проверяют и записывают

Эти слова в тетрадь.

- Итог задания. Молодцы! (раздаю фишки)

III. А сейчас закрепим знания об имени существительном.

- Посмотрите внимательно на слова, которые вы записали в словарной работе. Скажите, какая это часть речи? (Имя существительное).

- Докажите, рассказав про имя существительное, согласно плана.

(Дети раскрывают правило по плану см. Памятку)

- Теперь посмотрим, как вы можете применять полученные знания.

Работа с карточкой I.

1. Какая схема разбора подходит к записанным существительным?

2. Укажите стрелкой.

3. Итог выполнения задания (выдаю фишки)

Слон - сущ. одуш., ед. ч., ж.р.

Дерево - сущ. одуш.. ед. ч., м.р.

Белка - сущ. неодуш., ед. ч., ср.р.,

- Сейчас проверим знание падежей.

Работа с карточкой II.

Поставьте данные существительные в указанных падежах.

Трава

__________ Р.п.________________

__________ Д.п.________________

__________ Т.п.________________

Окно

__________ Р.п.________________

__________ Д.п.________________

__________ Т.п.________________

Стол

__________ Р.п.________________

__________ Д.п.________________

__________ Т.п.________________

Проверка выполнения индивидуально у доски.

IV. Итак, переходим к теме урока: "Именительный падеж имён существительных.

Почему И.п. так называется?

История его восходит к древним временам Греции и Рима. Первыми

Название для него придумали греки (ономастика птозис)

Римские учёные перевили эти слова на латынь: (казус Номинативус).

И греческое онома и римское номен одинаково означали "имя".

Русские перевели это слово на русский язык как именительный, т.е. тот, который называет, именует.

Преимуществом именительного падежа (И.п.) является то, что в предложении именно он является одним из двух главных членов предложения, т.е. подлежащим.

А сейчас обобщим всё сказанное и выведем правило.

Итак, первое:

1. Именительный падеж отвечает на вопросы Кто?, Что?

2. Именительный падеж - имя предмета, начальная форма наименования.

3. слова, стоящие в И. п. никогда не имеют предлога.

4. Существительное, стоящее в И.п., в предложении всегда являются подлежащим.

(на доске записано предложение)

Праздник закончился.

Дети разошлись по домам.

- Давайте прочитаем предложение, записанное на доске.

- Найдите главные члены предложения, укажите часть речи и укажите в каком падеже стоит подлежащее?

- Дети, в чём мы убедились? (в том, что существительное, стоящее в И.п. в предложении является подлежащим).

Ребята, какое сейчас время года? (осень).

Какая погода бывает осенью? ( дождливая, ветреная, сырая).

Придумайте предложение, в котором слово ветер является подлежащим. (Дует сильный ветер. Подул резкий холодный ветер.)

Проверка (Дети зачитывают предложения с места. Раздаю фишки.)

V. Работа с учебником.

1. -Давайте откроем учебник на стр. 57 и ещё раз прочитаем правило.

2.- А сейчас выполним упражнение № 18.

- Послушайте задание к упражнению. Запишите первые два предложения.

Выделите главные члены предложения как показано на стр. 57 (правило).

- Проверка (выдаю фишки).

VI. Послушайте стихотворение.

Сельское утро

Звон из кузницы несётся,
Звон по улице идёт:
Дружный, утренний, здоровый
Звон по улице идёт.
Звонко стукнула подкова,
Под подковой хрустнул лёд:
(А.Т. Твардовский)

- Назовите главные члены предложения (устно).

Итог выполнения задания. (выдаю фишки.)

- Из этого стихотворения выбрать существительные с предлогами и определить род, падеж. (Использование абака.)

- Чтобы определить род существительного, надо поставить это существительное в начальную форму. (т.е. именительный падеж И.п. ед. число)

- Проверка. Итог выполнения (фишки)

VII. Подводим итог урока.

- Дети! Как вы думаете, мы свою задачу выполнили?

Что мы узнали об именительном падеже? (читаются вывешенные на доске сведения).

Подсчёт фишек, выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

Упражнение № 119.