Урок литературы в 5-м классе по теме "Поэтический образ России в лирике И.А. Бунина"

Разделы: Литература


Цели урока и обоснование темы.

1. Развитие эмоционально-образного мышления, творческого воображения, эмоциональной отзывчивости, внутреннего мира ребенка.

"Сон души рождает чудовище" (Гойя). Потому уроки литературы в среднем звене призваны сохранить живое, эмоциональное восприятие мира, умение удивляться его красоте, развивать чувства детей. Тот, кто проносит чувство удивления, открытия, ощущение тайны через всю жизнь, - тот действительно Художник. Не все станут художниками, поэтами, но обществу нужны эмоционально полноценные люди, которые смогут сопереживать, сочувствовать, видеть прекрасное.

2. Нравственное воспитание учащихся на материале пейзажной лирики.

Дети, умеющие тонко чувствовать природу, не смогут относиться к ней только потребительски: "Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра". (Л.Н.Толстой)

3. Подготовка учащихся к восприятию более серьезных проблем в старших классах, расширение понятия "Россия", осознание тесной связи русской литературы с русской землей.

"Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной". (Д.С.Лихачев)

4. Развитие грамотной, эмоциональной речи учащихся, их умения свободно общаться живым словом, пропущенным через душу и сердце.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Земля - Родина, с которой кровно соединен человек, - многое объясняет в его творчестве и жизни, в истории литературы и культуры народа. Небезразлично, какие города и веси родной земли открыли художнику мир, стали началом его личности, дали силы идти своим путем. Неиссякаемым источником творчества для русских поэтов и писателей всех времен становилась Россия: ее природа, люди, традиции. Афанасий Никитин, русский путешественник XV века, писал: "О Русь! На этом свете нет страны, подобной ей!"

Не случайно эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку: вся русская литература - подтверждение этих слов. Изучая ее, мы видим, что в творчестве многих художников слова появляются строки, проникнутые любовью к земле, где они родились, земле, что дарила их вдохновением, опытом, мудростью. Давайте вспомним имена этих поэтов и писателей.

(Ответы учащихся)

Сегодня на уроке нам предстоит продолжить разговор о том, какой же видят Россию, русскую природу поэты XX века, продолжатели традиций поэзии века XIX, и познакомиться с образами русской земли в творчестве прекрасного русского поэта - Ивана Алексеевича Бунина.

III. Знакомство с творчеством И.А.Бунина.

1. Посмотрите на портрет Бунина: глубокий печальный взгляд, где-то глубоко - боль, тоска по Родине человека, который был вынужден прожить долгие годы вдали от нее. Сохранив ее образ в сердце, на склоне лет он скажет: "Все корни мои, ушедшие в русскую почву, до малейшего корешка чувствую... Связан я с ней, с природой, с землей, со всем, что в ней, под ней, над ней..."

2. Сообщения учащихся о Бунине (Индивидуальное домашнее задание).

IV. Анализ стихотворений И.А.Бунина "Небо", "Детство", "Там, на припеке...", "Вечер" (групповая работа).

Вопрос: Какой вы увидели Россию Бунина, читая его стихи? Какие образы-переживания нашли отклик в вашем сердце?

Слова Бунина: "Если бы у меня не было рук и ног и я только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно - только видеть и дышать".

Группа № 1. “Небо”. Группа № 2. “Вечер”. Группа № 3. “Детство”

Пока работает одна из групп, другие группы выполняют задания в рабочих картах, которые в конце урока сдаются учителю. (Приложение 1, 2, 3)

План ответа каждой группы.

1. Выразительное чтение стихов (по выбору учащихся).

2. Обсуждение выступлений чтецов.

Какие чувства, какой настрой поэзии Бунина хотели передать чтецы? Сумели ли они это сделать?

3. Какие зрительные образы? (“Небо” - первые три строфы – пейзаж – от франц. “облик местности, страны”)

4. Работа художников: Прогулка с Буниным.

"Если бы Бунин пригласил меня на прогулку, то я бы обязательно увидел(а) ..." Составление коллажа по зрительным ассоциациям (групповое домашнее задание).

5. Изобразительно-выразительные средства в стихах.

Как Бунину удается создать пейзаж без кисти и красок?

6. Образы-переживания. Строки, в которых заключена главная мысль стихотворения.

Общий вывод: Что объединяет эти три стихотворения?

V. Сравнение стилей письма Бунина и Пастернака.

Задание: Подобрать к картине А.Саврасова “Грачи прилетели” стихи.

Слово учителя:

- Девиз живописи Саврасова: “Некрасивого не бывает”.

Дорога, размытая водой, грязный снег, слякоть, голые деревья… И все-таки весь мир любуется этой картиной.

Вы сейчас услышите два стихотворения с одинаковыми названиями.

Подготовленные ученики читают стихи И.Бунина и Б.Пастернака “Февраль”, на называя авторов и заголовок.

Ученики должны дать название стихам, определить, где стихотворение Бунина, назвать стилевые особенности, объяснить выбор. Какое из стихотворений легче увидеть, какое – услышать? Легко ли иллюстрировать Пастернака? Какой вид искусства поможет проиллюстрировать стихотворение Пастернака?

РЕЗЕРВ. Составление режиссерского комментария к воображаемому фильму по лирике Пастернака. Какие зрительные образы вы включите в фильм? Какое будет звуковое оформление? Чего бы вы хотели добиться от зрителей, что им передать?

VI. Подведение итогов урока.

1. В чем особенность видения мира Бунина и Пастернака? Что объединяет этих поэтов? (Любовь к России, ее природе, способность особо сильно чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного)

2. Вывод. В российской природе мы не увидим пышности и экзотики, пейзаж скромен; но в незаметной тихой земле под неярким небом заключена вся прелесть русской природы, ее красота и величие. Поэтому до боли в сердце Бунин и Пастернак любят эту обыкновенную землю. Русская природа, ее красота и гармония находят отклик в душе каждого, задевают за живое и становятся новым источником вдохновения.

3. Домашнее задание (учащиеся выбирают сами: одно по своему желанию, два или все).

1. Выучить одно из анализируемых на уроке стихотворений.

2.Сочинить пейзажное стихотворение.

3. Написать сочинение-миниатюру из 4–5 предложений на тему “Посмотри вокруг и ты увидишь…”

5. Оценивание ответов учащихся.