Занятие элективных курсов по теме "Экология дома и города"

Разделы: Экология


На прошлом занятии мы с вами говорили о диетологии, обезжиренных продуктах, правилах питания. Выполняли практическую работу по определению плюсов и минусов обезжиренных продуктов. Вы должны были подготовить отчетное задание по обезжиренным продуктам и подобрать материал по основным принципам питания, познакомить нас с исследованиями Шелтона.

Зачетная работа представляется ученицей 9 «А» класса (презентация – «Диетология» – Приложение 1, слайды 1-14)

С основными правилами питания и исследованиями Шелтона нас познакомит ученица 9 «Б» класса (презентация – «Диетология» – Приложение 1, слайды 15-26)

Тема нашего нового исследования: «Пыль» (презентация «Пыль», Приложение 2, слайды 1-11)

Сегодня первое занятие из двух, рассматривающих данную тему и оно звучит так: Пыль – как фактор, влияющий на качество воздушной среды.
На прошлом занятии вы получили проектные задания, каждая группа должна была подготовить ответы на некоторые вопросы, связанные с новой темой исследования и приготовить образцы пыли для исследования. Сегодня у нас с вами два вопроса, это… Из чего состоит пыль? Появление каких болезней может спровоцировать пыль?
Проблема, которую мы должны сегодня решить, это как уменьшить запыленность домашнего и школьного пространства.

Тема исследования: Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей.

Цель исследования: Дать оценку степени запыленности домашнего и школьного пространства. Определить факторы, влияющие на степень запыленности.

Объект исследования: Экологическое состояние дома и школы

Территория вокруг школы

Предмет исследования: Степень запыленности

Методы исследования: работа с научной литературой, метод статистического анализа, собственный мониторинг

Рабочая гипотеза:

Проветривание помещения, малое кол-во цветов в помещении уменьшает степень запыленности. Основная масса пыли сосредоточена до метра от пола. Чистота снега является индикатором чистоты воздуха.

Алгоритм проведения исследований

  • вырезать из плотной бумаги прямоугольник размером 10х6см, а в его центре – прямоугольник размером 3х2см. Потом заклеить прямоугольник липкой лентой. вывесить полученные образцы в разных местах: на улице, в классе, дома и т.д.
  • через 3 дня собрать образцы и оценить качество воздуха вначале визуально, а затем под микроскопом.
  • сосчитать число твёрдых частиц на каждом образце, и все данные занести в таблицу.

Из чего состоит пыль? Рассмотрите один из образцов собранной пыли под микроскопом.

Состав домашней пыли. Презентация представляется ученицей 9 «А» (презентация «Пыль», Приложение 2, слайды 12-19)

Для того, что бы решить нашу проблему необходимо для начала провести оценку запыленности домашних и школьных помещений.
Вы должны рассмотреть подготовленные образцы и дать оценку запыленности помещения. Перед вами лежат листы-шаблоны, которые вы к концу занятия должны заполнить.

Тема: Пыль – как фактор, влияющий на качество воздушной среды.

Цели проекта:

  • Научиться подбирать материал, готовить презентации
  • Развитие познавательной и исследовательской работы
  • Научиться планировать самостоятельную работу, согласовывать ее ход с коллегами
  • Приобрести опыт публичного выступления

Проектное задание №1

Состав проектной группы: ________
Руководитель проекта: ______

Задание участникам группы:

  • Дать оценку запыленности домашнего пространства.(приготовить «липкие ловушки» и поместить их в различных местах: кухня, спальня, зал, прихожая).
  • Определить условия, влияющие на степень запыленности:

– наличие большого кол-ва книг, ковров, мягких игрушек и т.д.
– кол-во пыли зависит от высоты… (0,5 метров, 2 метра)

Отчетность:

  • Приготовить образцы пыли для исследования под микроскопом.
  • Работа оформляется в виде таблиц (диаграмм)
  • Подготовить сообщение о составе пыли.

Проектное задание №2

Задание участникам группы:

  • Дать оценку запыленности школьного пространства (приготовить «липкие ловушки» и поместить их в различных местах: библиотека, спортзал, химия, биология, история)
  • Определить условия, влияющие на степень запыленности:

– наличие большого кол-ва цветов (каб. истории № 9).
– кол-во пыли зависит от проветривания (химия до и после проветривания)

Отчетность:

  • Приготовить образцы пыли для исследования под микроскопом.
  • Работа оформляется в виде таблиц (диаграмм)
  • Подготовить сообщение о заболеваниях, вызываемых пылью.

Проектное задание №3

Задание участникам группы:

  • Дать оценку запыленности пришкольного участка.(составить модель пришкольного участка, с участками наибольшей запыленности)
  • Определить условия, влияющие на степень запыленности:

– чистота снега, как индикатор качества воздуха
– выяснить, совпадают ли образцы воздуха и снега взятые на одинаковых участках

Отчетность:

1. Приготовить образцы пыли для исследования под микроскопом.
2. Взять образцы снега с тех же участков
3. Подготовить модель пришкольного участка
4. Обеспечить техническую поддержку работы коллег.

Теперь определим факторы, влияющие на степень запыленности
Итак, как можно решить нашу проблему? Следовательно, рабочая гипотеза подтвердилась.
И у нас остался последний вопрос (презентация ученицы 9 «Б» «Пыль», Приложение 2, слайды 25 -50)
Все сегодняшние вопросы, которые ставили перед собой, мы решили. Проблему проговорили и, мне кажется, решили.
Но мне хотелось бы с вами решить еще один вопрос: Какие исследования мы еще могли бы провести?
Я предлагаю вам для исследования следующую тему:

Влияние автотранспорта на окружающую среду

Заболеваемость – наиболее характерная, официально регистрируемая реакция на вредное воздействие окружающей среды, которая отражает как длительное, так и хроническое действие загрязнителя.
Среди заболеваний, которые могут быть индикаторами загрязнения воздушной среды следует рассматривать заболевания верхних дыхательных путей и бронхиальной астмы (39%),
Также аэрогенное воздействие оказывает влияние на состояние и функционирование сердечно-сосудистой системы (9,9%). Это подтверждено исследованиями, проводимыми кафедрой педиатрии медицинской академии в г. Оренбурге.
Еще одним критерием неблагоприятного воздействия антропогенного загрязнения атмосферного воздуха на организм человека является онкопатология. Много работ посвящено изучению канцерогенного свойства металлов. Например, соединения никеля и шестивалентного хрома являются пульманотропными канцерогенами, т.к. чаще всего вызывают рак легких (9,6%).
Кроме того, загрязнение воздушного бассейна хромом может стать причиной роста злокачественных новообразований кожи (15,3%).
Считается, что оценка негативного воздействия загрязнения окружающей среды на заболеваемость детского контингента является наиболее информативной

Для выполнения следующей работы получите новые задания для разных групп:

Домашнее задание №1 (2 занятие)

Тема: Пыль как фактор, влияющий на качество воздушной среды.

Цели проекта:

  • Научиться подбирать материал, готовить презентации
  • Развитие познавательной и исследовательской работы
  • Научиться планировать самостоятельную работу, согласовывать ее ход с коллегами
  • Приобрести опыт публичного выступления

Состав проектной группы: _____________
Руководитель проекта: _____________

Задание участникам группы:

  • Рассмотреть влияние автотранспорта на окружающую среду.
  • Выявить районы наибольшего загрязнения атмосферы в районе школы №10. Потом сравнить полученные результаты с уже готовыми в период (весна – осень)

Отчетность:

  • Приготовить образцы пыли для исследования массы скопившейся пыли.
  • Работа оформляется в виде таблиц (диаграмм)
  • Подготовить сообщение о влиянии автотранспорта на окружающую среду.

Домашнее задание №2

Задание участникам группы:

1. Выявить аллергозависимых учащихся школы № 10
2. Рассмотреть более подробно вопрос, связанный с аллергией.
3. Взять интервью и обработать материал, собранный библиотекарем.

Отчетность:

  • Оформить образцы пыли подготовленные библиотекарем.
  • Работа оформляется в виде таблиц (диаграмм)
  • Подготовить сообщение о заболеваниях, вызываемых пылью.

Домашнее задание №3.

Задание участникам группы:

1. Дать характеристику разным двигателям, их вклад в загрязнение воздуха.
2. Взять образцы выхлопов у машин разного возраста, марки, с разным двигателем.

Отчетность:

1. Приготовить образцы выхлопов.
2. Сходить в автоколонну за материалом о взятии проб на СО.