Урок русского языка "Общее понятие о причастии" (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Пояснительная записка: Трудности изучения причастий в 7-м классе связаны с тем, что сданной грамматической категорией учащиеся встречаются впервые. С другой стороны, опора на навыки родного языка при изучении причастий весьма ограниченна вследствие того, что многие грамматические свойства русских причастий не имеют аналогии в якутском языке. Так, например, в якутском языке причастия не делятся на действительные и страдательные, склоняются как имена существительные, выступают в предложении не только в роли определения, но и других членов, обособляются только в функции распространенного обстоятельства и в составе вводного сочетания.

Эти факторы определяют практическую направленность изучения темы “Причастие” в данном классе. Главное внимание обращается на формирование навыков употребления этой категории в речи, на усвоение основных правил правописания и пунктуации. При этом для активного усвоения отбираются наиболее употребительные причастия, связанные, главным образом, с учебной деятельностью школьников.

При первоначальном знакомстве с причастием очень важно раскрытие понятия “признак по действию”. Анализируя примеры типа Снег белеет. Белеющий снег…, дети практически усваивают, что причастие образуется от глагола, но в отличие от него обозначает признак предмета, возникающий в момент действия.

Тип урока: урок усвоения нового материала .

Элементы содержания:

  1. Вопрос о причастии в системе частей речи.
  2. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

Цели урока:

  • знать, что такое причастие, какие особые признаки они имеют, как изменяются;
  • уметь отличать причастия от прилагательных, узнавать их признаки;
  • учиться изменять причастия по падежам;
  • понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным;
  • понять, какую роль выполняют причастия в речи.

Опорное повторение: Таблица склонения имен прилагательных.

Основные моменты урока:

  • для различения причастий от имен прилагательных можно использовать алгоритм:

Заключение урока: причастия очень употребительны в речи, они обогащают речь, делают ее более полной, обстоятельной, подробной.

ХОД УРОКА

1. Беседа с классом.

- На дворе зима. Какая она? (Холодная, морозная, снежная)

- Падает снег. Какой? (Белый, чистый…)

- А как надо ответить, чтобы запечатлеть момент падения снега? Каким он будет? (Падающим)

- А если запечатлеть снег в полете? (Летящий)

- Вы сидите на уроке, слушаете, учитесь, значит, вы какие ученики, школьники? (Учащиеся)

- Мы назвали с вами не просто признаки, а признаки действующего предмета, т.е. такого, который совершает определенное действие. Какая же из частей речи может обозначать признак предмета по его действию?

- Эта часть речи называется причастием. Причастие – это особая форма глагола. Оно, как и прилагательное, обозначает признак предмета ( но по его действию), отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? относится к существительному, изменяется по родам, числам и падежам.

2. Сравните слова:

Белый (снег) – белеет (снег) – белеющий (снег).

- Определите лексическое, грамматическое значения слов (лексическое – значение цвета; грамматическое – признак предмета, действие предмета, признак предмета).

- Тогда можно ли назвать слово белеющий прилагательным?

Белый снег уже не изменит цвета, это его постоянный признак ; белеющий снег – тот, который сейчас белеет, это признак по действию, которое совершает предмет или которое совершается с предметом. Следовательно, это не прилагательное, а причастие .

- Измените словосочетание белеющий снег в роде, числе, падеже.

- Какие признаки заимствовало причастие у прилагательного (обозначает признак, отвечает на вопрос “какой?”; изменяется по родам, числам, падежам).

- Составьте предложение со словосочетанием белеющий снег. Разберите его синтаксически. Сделайте вывод: каким членом предложения является причастие. Почему?

Учащиеся оформляют в таблицу свои наблюдения. Таблица может быть составлена в таком варианте:

Признаки прилагательного Признаки причастий
1. Обозначает признак предмета (какой?)  
2. Согласуется в роде, числе, падеже  
3. Синтаксическая роль-определение  

Чем отличаются данные причастия?

Падающий (снег) – падавший (снег )

Летающие (птицы) – улетевшие (птицы). (Они настоящего и прошедшего времени, образованы от глаголов несовершенного и совершенного вида)

Учитель подводит учащихся к выводу о глагольных признаках причастия. Сведения заносятся в таблицу.

4. Формальный признак причастия – суффиксы : -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем, -вш-, -ш-, -енн-, -н-, -т-.

3. Закрепление изученного. Тест по вариантам (1 и 2).

1) Укажите причастие:

белый

белеет

белеющий

белея

сверкает

веркающий

сверкать

сверкая

2) Укажите словосочетание “прил. + сущ.”

зимняя дорога

зимующие птицы

замерзшая река

политый цветок

растаявший лед

замолкшие голоса

беленький заяц

покрытая снегом

3) Укажите словосочетания “прич. + сущ.”.

падающий снег

сидящие на дереве

северная природа

выполнивший задание

летящий снег

сияющее солнце

удивительный узор

мигающие звезды

4) Найдите прилагательные и причастия с зависимыми словами в предложениях. Выпишите их, распределяя в 2 колонки:

Прилагательные с зависимыми словами Причастия с зависимыми словами
   

А. Народ, именующий себя “cаха”, гордится своими традициями.

Б. Олонхо - это героический эпос древних якутов.

В. Олонхосут - это человек, исполняющий олонхо.

Г. В песнях олонхо народ создавал образ своей Родины, воспевал красоту полярного дня и огромные богатства северной природы.

Д. Сказочный, чудесный мир встает в его песнях.

Е. Богатырь, одерживающий победу над врагами, является героем олонхо.

5) С чем нельзя согласиться?

Причастие, как особая форма глагола, имеет следующие грамматические признаки глагола:

А) переходность и непереходность

Б) залог

В) вид

Г) время

Д) лицо

6) С чем нельзя согласиться?

Причастие, как особая форма глагола, имеет следующие грамматические признаки прилагательного:

А) род

Б) число

В) падеж

Г) степень сравнения

Д) краткая форма

4. Домашнее задание.