Урок русского языка для 2-го класса по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" по программе "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Урок разработан по программе «Школа России» 2 класс.  Использован учебник Зелениной Л. М., Хохловой Т. Е. «Русский язык» (М.: Просвещение, 2006) и рабочая тетрадь Зелениной Л. М., Хохловой Т. Е. «Русский язык» М.: Просвещение, 2006).

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова (2 класс).

Цели урока:

  • Формировать представление учащихся о способах проверки безударных гласных в корне слова (изменение формы числа, подбор однокоренных слов, объяснение значения слова с помощью однокоренного).
  • Выполнить слого-звуковой анализ слов с целью показа возможного расхождения и написания слов.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, взаимопомощь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение

На доске прикреплены Мудрая Черепашка (МЧ) и Буратино (Б).

– Ребята, МЧ и Б хотят задать вам несколько вопросов по пройденному материалу.

Открывается запись вопросов на доске (если класс оборудован компьютерами или интерактивной доской, то это можно вывести там):

– Что является основой слова?
– Что мы знаем о корне слова?
– Какие слова называем однокоренными?
– Какие слова называем формой данного слова?

(Дети отвечают на поставленные вопросы)

– Молодцы! Вы порадовали своими правильными и полными ответами не только МЧ и Б, но и меня.

III. Новый материал

1. – Отгадайте, пожалуйста, загадки и запишите в тетради отгадки.

Я бегу струёй из крана.                              В небе молния сверкает,
Бью ключом из-под земли.                       Гром в раскатах громыхает,
Я качаю в океанах                                      Клонится к земле лоза,
Великаны-корабли.  (Вода)                       Начинается…  (Гроза)

В каплях всё вокруг блестит,
Луг алмазами покрыт.   (Роса)

– Какая общая тема объединяет слова-отгадки?
– Написание каких букв вызвало у вас затруднение?

2. – МЧ предлагает вам выполнить слого-звуковой анализ слов вода (I в) и роса (II в) по вариантам. А у доски эту же работу со словом гроза выполнит …(вызывается ученик).

Выполнение слого-звукового анализа слов. Взаимопроверка в парах, проверка выполненной работы у доски.

– Какие же вы у меня молодцы! А вот Б интересуется, что интересного вы заметили при разборе? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением.)

3. – Умнички! А теперь помогите Б ответить на вопрос: «Как же писать такие слова без ошибок?» (Выслушиваются ответы детей.)

– Молодцы! А теперь послушайте стихотворение, которое приготовила для вас МЧ, пытаясь ответить на этот же вопрос:

Безударный гласный звук                            Чтобы не было сомненья,
Причиняет много мук,                                  Ставим звук под ударенье:
Как  писать гора, трава,                               Горы, травы, море, дело!
И слова моря, дела?                                       Вот теперь напишем смело!

IV. Закрепление

1а. Перед вами лежат карточки (можно использовать компьютеры или интерактивную доску), возьмите их:

Б . жать, б . гуны, б . гущий  (е/и)
В . ренье, в . рить, в . рёный  (а/о)
М . рный, м . риться, м . рить  (и/е)
М . ряк, м . рской, прим . рский  (о/а)

Б – Спишите, пожалуйста, эти слова, вставив пропущенные буквы.
Докажите правильность их написания.

МЧ – Спишите, пожалуйста, эти слова, вставив пропущенные буквы.
Докажите правильность их написания, выделите корень.
Назовите, к какой части речи относится каждое слово.

– МЧ и Б предлагают вам выбрать для себя то задание, с которым вы сможете справиться и выполните его.

1б.  Переверните карточку и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

– Кто правильно справился с заданием?
– Кто частично выполнил задание?

2. – Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (можно использовать компьютеры или интерактивную доску), и скажите, какие буквы надо в них вставить?

П а/о льто, в о/а р о/а бей, м а/о роз, п и/е нал.

– Можно ли к этим словам подобрать проверочные слова? (Нет.) А как же проверить, правильно ли вы выбрали букву? ( Надо проверить по словарю написание этих слов.)
– Спишите данные слова, вставив нужную букву, если надо, то проверьте её по словарю. С любым из данных слов составьте предложение и запишите его.
– Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, правильно ли выполнено задание.
– Заслушивание составленных предложений (3 – 5 предложений). 

3. – А теперь поработаем по учебнику (с. 67). Выполните упр. 14. (Запишите однокоренные слова группами. Объясните, по какому слову можно проверить правописание безударных гласных. Почему?)

– МЧ тоже выполняла это упражнение (открывается запись на доске или на компьютере, или на интерактивной доске). Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

4. Коллективный разбор упр. 15. Самостоятельная работа. Проверка по образцу, записанному на доске (можно использовать компьютеры или интерактивную доску).

(Для детей, быстро справившихся с данным заданием, предлагается работа в «Рабочей  тетради» с.77 упр.5)

5. – МЧ предлагает …, …, … (сильным ученикам) выполнить следующее задание. (На доске записан текст.) Выпишите из данного текста слова на орфограмму, изученную сегодня на уроке.  Рядом запишите проверочное слово, выделите корень в словах.

Почему я не болею, почему я здоровей
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень.
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.

– А для …, …, … (остальных) выполнить упр.8 в «Рабочей тетради» на с.79.

6. Ребята, а вот Б. спрашивает вас: «Можно ли объяснить написание безударной гласной в    корне, используя однокоренное слово? Приведите примеры, если это возможно. (Да. Домашняя – это работа, которую выполняют дома, домовой – это сказочный человек, который живёт в доме и охраняет его, домище – это огромный дом и т.д.)

– Молодцы, ребята! Вы верно объяснили значение слова, используя однокоренное слово.

7. – МЧ и Б приготовили для вас задание. Они будут называть слово, а вы – объясните его значение с помощью однокоренного.

МЧ: Лесок (Маленький лес).
Б: Сторожить (Основное занятие сторожа).
МЧ: Снеговик (Фигура из снега с морковкой вместо носа).
Б: Кленовый (Лист клёна).
МЧ: Сосновый (лес) (Лес из сосен).
Б: Вишнёвое (варенье) (варенье из вишни).

– Молодцы! Вы верно объяснили значение слова с помощью однокоренного слова. И это ещё один способ проверки безударной гласной в корне слова.

8. Какой же вывод о правописании безударной гласной в корне слова мы можем сделать? (Выслушиваются ответы детей)

– Молодцы! А теперь посмотрите, какую памятку приготовили для вас МЧ и Б, прочитайте её и если вы с ней согласны, то положите её в свой блокнот (в нём лежат все памятки с 1 класса)

9. Опираясь на памятку, выполните упр. 6 в «Рабочей тетради». (Вставь пропущенные буквы. Запиши однокоренные слова группами. Подчеркни проверочные слова).

Взаимопроверка.

– Кто выполнил без ошибок? Кто допустил ошибки при письме? Как вы объясните свои ошибки?

V. Итог урока

– Какие гласные буквы часто вызывают затруднения при написании?
– В какой части слова мы учились проверять написание безударной гласной?
– Какие способы проверки безударной гласной в корне вы знаете?

VI. Домашнее задание

Учебник с. 69 упр. 17, памятка.