Семинар для родителей "Я (ребёнок) в индивидуальном мире взрослых"

Разделы: Работа с родителями


Цель: создание условий способствующих расширению представлений родителей о внутрисемейных взаимоотношениях в контексте тесного сотрудничества с коллективом детского сада.

Задачи:

  • Повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков родителей.
  • Оказывать помощь родителям в семейном воспитании с целью создания необходимых условий эффективного воспитания детей.
  • Формировать доверительное и положительное отношение к образовательному учреждению.
  • Способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала группы.
  • Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Форма работы: групповая (приглашаются родители двух групп).

Материалы и оборудование: проводится в музыкальном зале, коробка с цветными кружками, проектор и экран, маркеры разного цвета, фломастеры, 2 ватмана, по два одинаковых листа бумаги для индивидуальной работы (на каждого), мяч, карточки для игры "Ищу друга".

Демонстрационный:

  • Стенд 1 - высказывания родителей "Наши ожидания от сегодняшней встречи?".
  • Стенд 2 - высказывания родителей "Наши пожелания" (рефлексия по итогу встречи).

Ход мероприятия

Приветствие: Уважаемые родители, я рада встречи с Вами и своё выступление хочу начать со следующих строк стихотворения:

Ребёнок-это солнышко,
Ребёнок-это ветер,
Ребёнок-это главное,
Что есть у меня на свете.

Ребёнок-это забота,
Ребёнок-это отрада,
Успехи его и удача -
Для матери каждой награда.

Ребёнок-это волнения,
Ребёнок-это тревоги.
Господь только знает, какие
Ждут малыша тревоги.

Ребёнок-это учитель,
Ребёнок-это заслуга,
Он может стать врагом,
А может - лучшим другом.

Каким же быть ему?
Ответственность большая
Ложится на тебя,
О, взрослый человек!

Позволь ему взрослеть
Без спешки, не мешая,
И с радостью в душе
Войти в грядущий век.

I часть. Упражнение "Знакомство".

Давайте познакомимся друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомится мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называя себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуйте. Например: я Елена Александровна, мой ребенок бывает чересчур подвижным, я пытаюсь переключить его внимание на конструктивную деятельность. Или: мой ребенок самый замечательный, у меня с ним не бывает проблем. При этом вы выбираете себе кружок из этой коробки.

- Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о де6тях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы погорим о вхождении ребенка в удивительный мир взрослых.

Детство ... представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств, качеств зрелого человека. Гармоничное развитие дошкольника без участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения - микро социума. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

Китайская притча "Ладная семья".

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: "И это все?" - "Да" - ответил старик, - "Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи". И, подумав, добавил: - "И мира тоже".

II часть. Я предлагаю вам встать в круг и выполнить упражнение "Моё детство" (упражнение способствует погружению членов группы в детское эго - состояние). Вы будете бросать мяч друг другу со словами: "Мне кажется в детстве, ты был (а):". В ответь каждый может согласиться или нет, сказав: "Да", "Нет" или "Я такого не помню".

Вам, родителям необходимо понимать мотивационную основу поступков детей, способствовать развитию положительного отношения к окружающим людям: воспитывать уважение и терпимость к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.

В социально - личностной сфере происходит развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

На развитие коммуникативного аспекта, для вхождения в социум, оказывают влияние взрослые, создавая условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Это способствует развитию у ребёнка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит социальным условиям, в которых живёт и воспитывается ребёнок, и практическому опыту, который он приобретает в этих условиях.

Практическая, продуктивная деятельность влияет на формирование эмоциональной отзывчивости, эмоции вообще, причём как положительных, так и отрицательных. Необходимо прилагать максимум воздействий, чтобы, прежде всего, сформировать ориентацию ребёнка на сверстника. Один из способов подобного воздействия специально организованные беседы-обобщения усвоения и понимания детьми социально приемлемых норм взаимоотношений со сверстниками и особенности их эмоциональных переживаний во взаимоотношениях, возникающих в ходе практической деятельности. Беседы могут быть построены в форме вопросов о приемлемых и неприемлемых способах поведения в обществе или описания несложных ситуаций общения, требующих оценки, или коротких рассказов, героями которых являются дети.

Упражнение "Моё солнышко". Возьмите на столе лист бумаги с нарисованным солнышком. Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка. (Предлагаются два одинаковой величины листа бумаги, склеенные по углам. На нижнем листе изображено солнце с отходящими от него лучами, на которых написаны все качества, которые может проявлять ребенок. На верхнем листе такое же солнце, но круг в середине вырезан, а надписи на лучах отсутствуют. Родители выполняют задание).

- Любой ребенок имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта, агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слов листка, и вы увидите как многогранен ваш ребенок. Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и кажется, выхода нет. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. И часто вы задумываетесь о том, как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Но оградить, наверное, нельзя ни стенами квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес "обидчика", ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь, наверное, можно - при условии правильного воспитания.

- Как же мы начинаем воспитывать своего ребенка? (высказывания родителей).

III часть. Вашему вниманию представляю наиболее часто встречающиеся негативные родительские установки (таблица оформлена на слайдах). Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

1. Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет:" - замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. 1. "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
2. "Горе ты моё!" - чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. 2. "Счастье ты моё, радость моя!".
3. "Плакса-Вакса, нытик, пискля!" - сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. 3. "Поплачь, будет легче:".
4. "Вот дурашка, всё готов раздать:" - низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. 4. "Молодец, что делишься с другими!".
5. "Не твоего ума дело!" - низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. 5. "А ты как думаешь?".
6. "Ты совсем, как твой папа (мама):" - трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. 6. "Папа у нас замечательный человек!". "Мама у нас умница!".
7. "Ничего не умеешь делать, неумейка!" -неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. 7. "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
8. "Не кричи так, оглохнешь!" - скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. 8. "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся:!".
9. "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!" - чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. 9. "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
10. "Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь:!" - недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. 10. "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
11. "Уйди с глаз моих, встань в угол!" -нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. 11. "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
12. "Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" - трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги. 12. "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь:".
13. "Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!" - робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. 13. "Смелее, ты всё можешь сам!".

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Социальная и эмоциональная зрелость ребёнка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать, следить за их соблюдением другими детьми. Социально компетентный ребёнок способен наладить отношения с людьми, договариваться с ними без конфликтов, добиваться своего, никого не обижая, уметь уступить в чём-то собеседнику или партнёру.

Кроме бесед решению задач ориентации ребёнка на ровесников способствует рассматривание детьми фотографий с ярко выраженными эмоциональными состояниями сверстников: ребёнок плачет, смеется, испытывает удовлетворение или отвращение; сюжетных картинок с ситуациями из жизни взрослых и детей. Взрослый помогает детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания.

Значительно, также влияние художественной литературы на формирование эмоций ребёнка. Она заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям, сочувствовать, что постепенно формирует определённые моральные оценки, имеющие несравненно большую воздействующую силу, чем оценки, сообщаемые воспитателями и усваиваемые детьми на уровне рассудка. Из рассказов и особенно сказок ребёнок постигает красоту благородных поступков и низость коварства, злобы и предательства, испытывает радость любви, и силу ненависти, черпает первые представления о справедливости и несправедливости. Они заставляют ребёнка задуматься над тем, что он сам может или не может сделать в реальной повседневной жизни.

Эмоционально зрелый ребёнок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей, и способен учитывать их в своём поведении. Он умеет понимать и описывать свои чувства и вызвавшую их причину.

Можно и нужно помогать ребенку в течение дня; быть партнером ему; организовывать свое общение на прогулках, дома, на кухне. Словом - "открывайте окно" в мир жизни!

Позволяйте вашему ребенку учить Вас.

Когда Вы разрешаете ребенку учить Вас, то у него появляется уверенность в своих силах; в ходе такого обучения вы можете лучше узнать своего ребенка; поняв, что его интересует.

Позволяя ребенку учить Вас - вы, тем самым:

Наблюдаете за тем, что интересует ребенка, что он чувствует; учитесь ждать результатов деятельности ребенка; учить терпению;

Слушайте и слышите то, что ребенок хочет сказать.

Эти 3 очень важные момента в вашем общении с ребенком - "наблюдать", "ждать" и "слушать"! Именно эти факторы во многом определяют радость общения с ребенком.

Итак, мы будем учиться наблюдать, ждать и слушать:

НАБЛЮДАТЬ

Всегда обращайте внимание на то, что интересно Вашему ребенку.

Будьте внимательны к мимике вашего ребенка; не навязывайте ему ничего:

Смотрите за "языком тела" вашего ребенка. Пантомимика тела может сказать многое.

ТЕРПЕНИЕ

Будьте терпеливы; не торопите ребенка; учитесь ждать:

Когда Вы терпеливы и не торопите ребенка, у него появляется возможность попробовать самому что-то сделать, пусть даже не очень правильно.

Ждать результата очень не просто; придумайте себе занятие (считать в уме; работать пальцами рук, напевать:) но надо уметь просто сидеть рядом с ребенком и не помогать ему.

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Когда Вы слушаете ребенка, смотрите на его лицо; Вам будет ясно, что он хочет сказать.

Мы предлагаем Вам присесть на корточки, когда Вы слушаете ребенка.

Такая поза позволяет Вам смотреть, глядя в глаза.

Есть только один путь узнать, что думает ребенок - это выслушать его.

Вот наши "три кита" - терпение, наблюдение, умение слушать - они помогут вашему ребенку "открыть окно в мир".

В течение дня! Старайтесь везде предоставлять ребенку возможность выбора: игры, деятельность, поведение.

Вместо того чтобы ворчать: будьте терпеливы

Вместо того чтобы кричать, и заставлять ребенка убирать игрушки попробуйте сделать так, чтобы он сам вам это предложил. Пусть он задумается над тем, как можно другого заставить что-то делать.

Вместо того, что бы играть самому: Будьте внимательней

Вместо того чтобы думать, позвольте ему, что вы все знаете: выбирать

Интерес, любопытство, внимание - вот что является стимулом деятельности вашего ребенка.

Как не упустить момент?

Разговор с ребенком это почти то же самое, что кататься на качелях: вы говорите (отталкиваться от земли); ребенок говорит (отталкиваясь от земли). Поиграйте так с ребенком.

Когда Вы обращаетесь к ребенку: У него появляется возможность выражать свои чувства, даже если это будет просто улыбка, усмешка или какие-то движения.

Чем больше у ребенка возможностей самовыразиться, тем быстрее он будет учиться.

Играя с ребенком, задавайте ему вопросы, на которые он может ответить.

Задав вопрос, не торопите ребенка с ответом; дайте ему время подумать; если он молчит - задайте ему наводящий вопрос. Не надо спрашивать одно и тоже.

Когда вы спрашиваете ребенка

Вы побуждаете его думать;

Ваш ребенок знает, что вы интересуетесь тем же, что и он.

IV часть. Предлагаю поиграть в игру "Ищу друга" (по карточкам: король и королева, Руслан и Людмила, Ромео и Джульетта, Пьеро и Мальвина, Вини - пух и Пяточёк, Красная шапочка и серый волк и т.д.). Найдите себе пару.

Один из вас стена, другому партнеру (вашему напарнику) предлагается встать около стены и опереться на неё, скажите: Что Вы чувствуете? Поменяйтесь местами. Расскажите, какие ощущения вы испытали в течение игры.

Для определения вашего восприятия нашей встречи, предлагаю Вам оставить ваши мысли на стенде "Наши пожелания".

По окончанию раздаются памятки каждому участнику семинара (Приложение №1, Приложение №2, Приложение №3)

Спасибо вам за внимание! Мы будем рады вновь встречи с Вами!