Интегрированный урок-ярмарка на тему "Члены предложения. Этии чилиэннэрэ"

Разделы: Русский язык


Оборудование: Ёлки на каждую команду, ёлочные игрушки, магнитофон, красочное оформление доски, лотерейные билеты, фломастеры, название этапов.

Цели:

  • Повторить, что члены предложения могут быть главными и второстепенные.
  • Этии грамматическай олоун булууга эрчиллии.
  • Будем учиться составлять предложение по схемам.
  • Айар дьоуру сайыннарыы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие на двух языках:

1-й учитель: Yтүө күнүнэн!

2-й учитель: Здравствуйте! Сегодня к нам приехали гости, учителя из разных школ нашего улуса гуманитарных предметов.

1-й учитель: Бүгүңңү уруокка нууччалыы уонна сахалыы тылынан этии чилиэннэрин булууга эрчиллиэхпит. Эhиэхэ анаан араас оонньуулар ыытыллыахтара. Саңа дьыл бырааhынньыга чугаhаабытынан хас биирдии хамаанда бэйэтин харыйатын симиээ.

2-й учитель: Сегодняшний урок – необычный. Урок – ярмарка (звучит музыка).

1-й учитель: Дьаарбаңкаа киириэхпит иининэ оонньуу быраабылатын кытары билсиhиэххэйиң.

2-й учитель: (Сообщение цели и правила игры). Итак, начинаем нашу ярмарку.

II. Основная часть.

1 задание: Команды, придумайте названия.

1-й учитель Хамаандалар ааттарын толкуйдаатылар. Аны билигин иккис түhүмэххэ киириэхпит. Дьаарбаңка буолан баран хайдах сүүйүүлээх оонньуута суох буолуой?

Онон билигин ыйытыыларга эппиэттээн лотереяа оонньуохпут.

2 задание

2-й учитель: Итак, лотерея - разминка. Проводится в форме теста.

  1. Назовите главные члены предложения.
  2. Определение и дополнение.
  3. Подлежащее и сказуемое.
  4. Обстоятельство и дополнение.

2. Из скольких главных членов предложения может состоять грамматическая основа?

  1. Из трех.
  2. Из четырех.
  3. Из двух.

3. Как называются остальные члены предложения.

  1. Однородные.
  2. Второстепенные.
  3. Обобщенные.

4. С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в тексте?

  1. Что делать?
  2. Какой?
  3. Кто? Что?

5. Слова, к которым вопрос поставить нельзя. Членами предложения не являются:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Предлоги, союзы, частицы

Ответ:

Лотереяны сөпкө таайбыт хамаанда оонньуур ылан харыйатын симиир.

2-й учитель: С помощью теста – опроса мы повторили основные признаки предложения.

3 задание. Знатоки грамматической основы.

2-й учитель:

Найди в предложениях
Грамматическую основу
Выиграй игрушку
Наряжай ёлку.

Весело сияет
Месяц над селом,
Белый снег сверкает
Синим огоньком. (И.С. Никитин)

В вершине густой ели устроила
белочка теплое гнездо.

1. Муус - хаар кырыалаах наңнаар хатың араас өңнөөх уоттарынан чаылыңныы оонньуур.

Лаглайбыт күөх харыйачаан ойуур тыаа үүммүт.

2. Чоңкуйа кырыарбыт лабаа, сиик таммахтарынан бүрүллүбүт курдук, күлүмүрдүү турара.

Булчут кыыл-сүөл суолун хаарга эндэппэккэ билэрэ.

1-й учитель. Оолор хайдах үлэлээбиттэрин ырытан сорудаы түмүктээhин. Сорудаы сөпкө толорбут хамаанда харыйатын симиир.

4 сорудах. 1-й учитель:

Бэриллибит этиилэргэ
Толорууну туруоран
Ситэрэн суруйуң.

(В это время 2-й учитель раздает карточки)

Толя (тугу?) олус үчүгэйдик доргуччу аахта.

Тымныы оонньор (кимиэхэ? тугу?) түңэттэ.

Кыргыттар харыйаны араас өңнөөх (тугунан?) симээтилэр.

Малыши радуются (чему?).

Ребята украшают (что? чем?).

Ученики писали (что?).

2-й учитель: обобщение. На вопросы каких падежей отвечают придуманные вами второстепенные члены предложения? От какого слова зависят?

(Примерный ответ: Отвечают на вопросы косвенных падежей. Относятся к сказуемому, вносят уточнения и дополнения)

- Совпадает ли количество падежей в русском и якутском языках? (Нет, в р/я – 6, в я/я - 8)

5 сорудах. Сиhилиини ситэр.

1-й учитель:

Хайааhыны сырдатар,
Ханна буоларын ыйар,
Кэмин кытта быhаарар
Сиhилиилээх этиитэ
Толкуйдаан суруй.

МИГ:

Возьмите схемы,
Составьте предложения
Где, когда и как
Встречаем Новый Год

(Раздается карточка с двумя схемами. По первой схеме составляют предложение на русском языке, по второй схеме – на якутском языке)

 1-й учитель: обобщение. Этиигэ сиhилии туох суолталаах эбитий? (Хайааhын ханна, хаhан, хайдах буоларын чопчулаан биэрэр)

6 задание. Творческая работа “Быhаарыны умнума”.

1-й учитель:

Саңа дьылга аналлаах
Хоhоонно суруйуң!

2-й учитель:

Раскройте тему
Выиграйте игрушку.

2-й учитель: обобщение. Какова роль определенией в тексте? (Определение зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей?)

Какими частями речи выражается определение? (Прилагательными, даааhынынан уонна ахсаан аатынан)

7 сорудах. 1-й учитель: Саргылаах Саңа дьыл туhунан тэттик тиэкис суруйуу. (На любом языке пишут текст о встрече Нового года)

Обобщение: Какие типы текста вы знаете?

Хайа хамаанда ханнык тиибинэн суруйбутуй?

III. Подведение итогов.

Дьэ эрэ, хайа хамаанда харыйата элбэх симэхтээх эбитий? Побеждает та команда, у которой ёлка украшена полностью. Итак, победила команда …

IV. Рефлексия.

V. Д/з.