Правописание "не" с разными частями речи

Разделы: Русский язык


Цели:

  • систематизировать и обобщить сведения по орфограмме “[Не] с частями речи”.

Задачи:

  • формировать навык написания [не] со словами разных частей речи.
  • развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать.
  • воспитание интереса к родному языку.
  • формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля.

Оборудование:

  • доска,
  • опорный конспект,
  • индивидуальные тестовые задания.

Ход урока

I Организационный момент.

II Определение целей и задач урока.

- На доске несколько примеров с орфограммой. Определите, какая орфограмма это, именно она станет предметом нашей беседы и работы на уроке сегодня.

  1. (не) обладающий фактом
  2. поступил (не) по-товарищески
  3. очень (не) красивый зонт
  4. (не) доедал во время войны
  5. (не) лепица
  6. (не) седьмой класс
  7. (не) знал причины
  8. (не) взирал на трудности
  9. (не) мне сказали.

- с 5 по 7 класс мы изучали эту орфограмму, однако по отдельности каждую часть речи, а сегодня систематизируем все теоретические сведения по правописанию “ [Не] с частями речи”. А в конце урока вернёмся к данным примерам (записанным на доске) и легко раскроем скобки.

III Обобщение теоретических сведений.

- итак, составляем конспект. Работаем в 3 группах; опираемся на знания конспекта, составленные в 5, 6 и 7 классах.

1 группа готовит конспект “ [Не] с прилагательными, существительными, наречиями”.

2 группа: [Не] с глаголами, деепричастиями; [Не] с числительным, с местоимением.

3 группа: [Не] с причастием;

- Совместно с делегатами от каждой группы составляем обобщающий опорный конспект.

1. [Не] с существительными, прилагательными, наречиями на -о,-е.

слитно

раздельно

1. без [Не] не употребляется.

H/p: нелепый.

2. можно заменить синонимом.

H/p: неурожайный год (голодный год).

1.наличие противопоставления с союзом а.
H/p: не широкая, а узкая.

NB! ( лат.nota bene-“надо запомнить”)

-Неширокая, а спокойная река

-Неширокая, но рыбная река.- В этих

примерах противопоставления нет.

2.слова усиления

далеко не + отрицательные

вовсе не местоимения и наречия.

отнюдь не ничуть не…

никому не…

никогда не…

и др.

H/p: ничуть не глупый

3.полное отрицание

H/p: я не гений

он не шмель

с прилагательными

4. с прил. цвета:

H/p: он не красный

5.с относительными и притяжательными

прилагательными.

H/p: не лисий хвост

не серебряный браслет

6. степень сравнения

H/p: не хуже других

не самый умный

7. словарные слова

H/p: не рад

не готов

не должен

не горазд

не нужен

* Наречия не на – о, - е рассматриваем по другому правилу:

1) если без [не] не употребляется, то [не] пишем слитно.

H/p: неподалёку.

2) если без [не] употребляется, то [не] пишем раздельно.

H/p: не по-зимнему одет.

2. [Не] с глаголами, деепричастиями.

РАЗДЕЛЬНО

H/p: не крикнул * приставка недо со значением “мало, ниже нормы”

не вызывая H/p: недосолил суп

не оглянувшись. недосмотрел за ребёнком

СЛИТНО, если без [не] употребляется.

H/p: негодуя

негодовать.

Отличать от производных предлогов невзирая на = вопреки

несмотря на

3. Не с числительными, местоимениями.

Раздельно:

H/p:

не пить

не все

не каждый

не двадцать пятый

 NB! Правописание отрицательных и неопределённых местоимений зависит от наличия или отсутствия предлога м/у отрицательными частицами [не] и [ни] и местоимением.

H/p: не у кого ни с кем

некого никем

4. Не с причастием.

Слитно Раздельно
1. без [не] не употребляется

2. одиночное

H/p: несуществующий мир.

3. со словами меры и степени:

очень

крайне

весьма

чрезвычайно

совершенно

абсолютно

H/p: крайне невоспитанный

1. наличие противопоставления с союзом а

2. слова усиления.

3. Наличие зависимого слова

H/p: не написанное вовремя письмо

4. краткое причастие

H/p: статья не продумана

IV Закрепление материала. Практическое применение теории по данной орфограмме.

1) Работа в группах. Раздаются конверты с одним и тем же практическим материалом. Все примеры взяты из ЕГЭ 2007-2008 гг. У каждой группы своё индивидуальное задание.

- 1 группа: перечислить слова, которые пишутся с [не] слитно.

- 2 группа: раздельное написание слов с [не] перечислить

- 3 группа: указать пункт конспекта, определяющий написание слова

H/p: несмотря на болезнь №3 (правописание гл., дееприч., мат-л *).

Проверка осуществляется экспертами, которые выбраны учителем в каждой группе в начале работы над этим заданием, т. е. 1-ую группу проверяет эксперт из 2-ой группы, 2-ую из 3-ей, 3-ью из 1-ой. Если выступающий из какой-либо группы ошибается, то эксперт обращается к другим учащимся из этой же группы.

Примеры:

  1. (Не) смотря на тёплую осень, дни стояли тёплые.
  2. Вале (не) было скучно.
  3. Обломов - ребёнок, а (не) безнравственный эгоист.
  4. Мост ещё (не) построен.
  5. (Не) высказанный упрёк светился в глазах героини.
  6. Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и погибает.
  7. Клементьев ушёл, (не) кого позвать в гости.
  8. В детстве Чехов был (не) истощим на выходки.
  9. Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
  10. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
  11. (Не) наше пока это дело
  12. Дружба с ним была далеко (не) легка.
  13. Я (не) нашёл, что сказать.
  14. (Не) городской сад, однако одно загляденье.
  15. Всей жизни для этого (не) жаль.
  16. Ничуть мы (не) злые, каждый в отдельности и вовсе добрый.
  17. Почему ты мне (не) рад.
  18. (Не) такой я тебя представлял.
  19. Гол забил (не) шестнадцатый игрок, а первый.
  20. Абсолютно (не) успевающий ученик из 8 класса.

Ответы:

1 группа – 1,3,5,8,9,10,20

2 группа – 2,4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19

3 группа

  1. №2
  2. №2
  3. №1
  4. №4
  5. №4
  6. №4
  7. №2
  8. №4
  9. №3
  10. №1
  11. №3
  12. №1
  13. №2
  14. №1
  15. №1
  16. №1
  17. №1
  18. №3
  19. №3
  20. №4

2) Раскроем скобки и определим, как пишутся слава, которые в начале урока помогли нам определить тему урока. Объяснение слов происходит согласно опорному конспекту.

V Подведение итогов, выставление отметок.

- Что прежде всего нужно сделать, если встречается слово с [не]. (Определить часть речи, а уж потом применить конспект).

- Наиболее эрудированными сегодня были …..

VI Д/з дифференцировано (каждый ученик выбирает сам)

  1. у. 394 (учебник 7 кл. “Русский язык” Авторы М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская)
  2. составить рассказ из 5-6 предложений, в каждом из которых должно быть слово с [не], объяснить их правописание.