Закрепление вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 100

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100;
  • развивать логическое мышление, внимание;
  • прививать интерес к математике и информатике;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  • компьютер, имеющий выход на телевизор, компакт-диски "Незнайкина грамота", "Башня знаний" ("Фаргус"), "Веселая математика" ("Russobit"), "Алик";
  • наглядное пособие с цифрой 1, карточки для индивидуальной работы, геометрические фигуры, наглядные пособия: числовая гора, водопад чудовищ;
  • рабочие тетради.

Ход урока

Организационный момент.

Введение в тему урока.

Тема нашего урока: закрепление вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 100.

Учитель включает сюжет с компакт-диска "Незнайкина грамота" (без звука).

Учитель зачитывает текст:

- Сегодня утром мне принесли письмо от нашего старого друга Незнайки.

Он пишет:

"Здравствуйте, ребята!

На солнечный город напали марсиане. Они прилетели и поселились рядом с нашим городом. Мы так радовались новым соседям, угощали их фруктами, цветочным нектаром. А они захватили всех жителей в плен, чтобы поселиться в наших домах.

Уцелел только я! Так как в это время гостил у друзей в Цветочном городе. Ночью я пробрался к своему дому и случайно подслушал разговор двух марсиан, что ключ от темницы спрятан в надежном месте и чтобы туда попасть нужно преодолеть разные трудности и испытания. Теперь мне нужна ваша помощь, ребята. Иначе мои любимые друзья - коротышки погибнут в плену".

- Поможем Незнайке? (Да)

На нашем уроке мы будем отрабатывать вычислительные навыки в пределах 100, чтобы хорошо научиться считать.

Чистописание:

- Первое задание нам приготовила "Числовая гора".

На доске числа 1, 40, 3.

- Что общего у этих чисел? (Они натуральные, целые).

- На какие 2 группы их можно разбить? (Двузначное 40 и однозначные 1 и 3).

- Что еще можете сказать об однозначных числах? (Нечетные).

- В минутке чистописания мы будем писать цифру, которая обозначает сегодняшнее число. Что это за цифра? (1 - Убираю ее с горы).

 Цифра пишется из середины клетки. Веду прямую линию в правый угол, из правого угла веду линию до середины нижней линии.

- Какие числа можно образовать, используя только цифру 1?

1 11 111 1111 - Из каких разрядов состоит трехзначное число?

Устный счёт.

- Число 40 и 3 не хотят уходить с горы, они требуют, чтобы мы построили ряд чисел, в котором каждое следующее число на 3 меньше предыдущего.

Начинаем с 40 (37, 34, 31, 28, 25, 22,:).

На экране телевизора появляется лев (компакт-диск "Незнайкина грамота").

- Посмотрите, лев улыбается. Ему понравились наши ответы.

- Ребята, как удобнее путешествовать, пешком или на самолете?

Лев дарит нам самолёт.

- Чтобы самолет полетел, надо назвать из каких геометрических фигур он состоит?

Равносторонний треугольник - Почему он так называется?

Из прямоугольных треугольников - Почему он так называется?

- Покажите прямой угол.

- Чему равен Р равностороннего ?, если длина его стороны равна 15 см.

(Р - прав.) Р = 45 см.

- Садимся на самолёт и летим к водопаду чудовищ.

Физкультминутка - самолёт.

- За 1 водопадом спрятался дракон. Чтобы его победить, нам нужно решить выражения. (Работа по карточкам).

- 2 водопад приготовил логические задачи:

1) Тройка лошадей пробежала 3 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

2) Два землекопа за 2 ч выкопали 2 м канавы. Какой длины канаву выкопают 4 землекопа за 4 ч?

3) Два стражника шли по лесу. Нашли несколько орехов и стали думать, как их разделить. Если они возьмут себе по 3 ореха, то 1 останется, а если по 4 ореха, то одного не хватит. Сколько орехов они нашли?

4) Два друга договорились сесть в 4 вагон электрички. Один сел в 4 вагон с начала поезда, а другой в 4 вагон с конца поезда. Но оказались они в одном вагоне. Сколько вагонов в электричке?

5) Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько курица будет весить, если встанет на 2 ноги?

Закрепление пройденного.

- За 3 водопадом спрятались выражения:

1) Чтобы значения выражений были верными, надо расставить скобки

70 - 32 + 8 = 30; 72 + 64 - 60 = 76.

(Сумму чисел 32 и 8 надо взять в скобки. Разность чисел 64 и 60 надо взять в скобки.)

- Запишите эти выражения в тетрадь с комментированием.

2) Решение уравнений:

- Водопады расступились, и мы оказались на "поляне уравнений"

Х + 43 = 57; Х - 25 = 65.

2 ученика с объяснением решают у доски, остальные - в тетради. В это время несколько учеников работают по карточкам (№1-4 из М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика 2 класс, №5 - взаимопроверка).

3) Решение арифметической задачи:

- Ребята, мы так долго летим, что уже пора заправить наш самолёт. Незнайка не может сообразить, сколько литров керосина надо залить в бак, если: в бак автомобиля помещается 35 л, в бак вертолёта на 30 л больше, а в бак самолёта столько литров, сколько в автомобиль и вертолёт вместе.

На доске плакат:

Бак автомобиля - 35 л Бак самолёта - ? л

Бак вертолёта - ? (л), на 30 л больше, чем

Один ученик по краткой записи повторяет задачу.

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи. (Нет.)

- Почему? (Мы не знаем, сколько литров керосина помещается в бак вертолёта.)

- А можем это узнать? (Да, 35 + 30 = 65 л)

- Теперь можем узнать, сколько литров керосина помещается в бак самолёта?

(65 + 35 = 100 (л),

(35 + 30) + 35 = 100).

Физкультминутка для пальцев.

У меня есть 10 пальцев, не хотите посмотреть?
Я могу их растопырить. Я могу их крепко сжать.
Я могу сложить их вместе. Или высоко поднять
Я могу их опустить и вот так могу сложить.

4) Самостоятельная работа.

- И так нам остался последний этап:

Ключ от темницы спрятан в болоте. Чтобы до него дойти, нам нужно правильно решить примеры и раскрасить картинку.

Цвета на картинке зашифрованы.

- Поможем Незнайке добыть ключ от темницы?

Задание выполняется каждым ребёнком на листочках и параллельно по очереди у компьютера с использованием разночтения примеров.

Физкультминутка для глаз.

Итог урока.

Молодцы, ребята. Благодаря вашей помощи Незнайка получил ключ и теперь обязательно освободит своих любимых друзей.

"Жизнь дана на добрые дела" - гласит русская пословица.

- Какие вычислительные навыки отрабатывали?

- С какой целью мы выполняли эти задания?

Оценка работы учащихся.

Домашнее задание: с. 60 №5 (М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика 2 класс).

Список используемой литературы.

  1. Учебник математики для 2-го класса (1-4); часть 1. (М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.)- "Просвещение" - М., 2002 г.
  2. Методические пособия к учебнику по математике для 2-го класса,М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.- "Просвещение" - М., 2002 г