Занятие по развитию речи для детей 6–7 лет. Составление рассказа по картинке "Грачи прилетели"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

1. Учить составлять простые и сложные предложения, небольшой связный рассказ по фрагменту картины о весне.

2. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.

3. Упражнять в образовании родственных слов от слова грач, уменьшительно-ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительные и прилагательные.

4. Закрепить умение использовать предлоги: на, в, около, за, под.

5. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

6. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, активность, выдержку.

Словарь: ранняя, проталина, весенний, весенняя, весеннее, грач, грачиха, грачонок, грачата, грачевник, подснежник.

Демонстрационный материал:

1. Картина "Грачи прилетели" ("Ранняя весна").

2. Картинка с изображением разных снеговиков.

3. Письмо, красное ведерко, морковь, 2 пуговицы.

Раздаточный материал:  Сюжетные и пейзажные картинки о весне.

Методические приемы:

Словесные: Вопросы, ответы, чистоговорки, составление предложений, рассказов по картине, чтение стихотворение Дружининой "Весна", игровые упражнения: "Где грач?", "Назовите ласково", "Закончи предложение".

Наглядные: Картина "Грачи прилетели", картинке о весне, картинки с изображением разных снеговиков, 2 схемы для составления рассказов.

Практические: физминутка "Грачи", пальчиковая гимнастика "Дружные ребята".

Игровой сюрпризный момент: Снеговик принес письмо от Незнайки.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за изменениями в природе, беседы о ранней весне с рассматриванием иллюстрации, занятие "Рассматривание картины "Грачи прилетели". Заучивание стихотворения Дружининой "Весна".

Структура занятия:

I часть.

Организационный момент:

  1. Пальчиковая гимнастика "Дружные
  2. Чистоговорка "Весна"".
  3. Задание на внимание "Найдите снеговика".
  4. Чтение письма от Незнайки.
  5. Игровое упражнение "Скажите со словом весенний:"
  6. Игровое упражнение "Назовите ласково".
  7. Физминутка "Грач".

II часть.

  1. Составление предложений по индивидуальным сюжетным пейзажным картинкам.
  2. Составление рассказа по картине "Грачи прилетели" по 2-м схемам.
  3. Игровое упражнение "Назовите родственные слова к слову Грач".
  4. Игровое упражнение "Где грач?".

III часть: Итог.

  1. О чем говорили?
  2. Чтение стихотворения Дружининой "Весна".

Ход занятия

I часть.

Организационный момент, стоя у столов: пальчиковая гимнастика "Дружные ребята".

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять - будем заниматься.
Раз, два, три, четыре, пять - сядем заниматься.

(Дети сидят за столами)

Воспитатель: У нас сегодня гости. Будем говорить громко, внятно, чтобы гости нас услышали. Будем работать дружно. Подготовим наши язычки для чистоговорки:

  • на - на - на - наступила весна.
  • но - но - но - распахнем окно.
  • не - не - не - рады мы весне.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла около детского сада. Что это? Подумайте! (Морковь, красное ведро, 2 пуговицы).

- Кто мог это потерять? (Снеговик).

- Как вы думаете, что случилось со снеговиком? (растаял).

- Почему? (Стало тепло). Почему стало тепло? (Наступила весна, солнце греет).

Воспитатель: Я принесла картинку со снеговиками. (Рисунок 1) Найдите снеговика, который шел к нам. Почему вы думаете, что это Он? (Красное ведро, 2 пуговицы). Молодцы! Вы были внимательны. Правильно нашли снеговика.

Воспитатель: Еще я нашла письмо. Это наверно был снеговик - почтовик. Письмо от Незнайки. Слушайте внимательно. "Здравствуйте дети! Я написал рассказ о весне: "Наступила весна. Затрещали морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи". До свидания. Незнайка.

Воспитатель: Вам понравился рассказ о весне? Почему?

- Чего весной не бывает? А когда это бывает?

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Что бывает весной?

- Что происходит со снегом?

- Что происходит с почками?

- Какие птицы прилетают из теплых стран?

- Назовите первый весенний цветок.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру "Закончите предложение" Догадайтесь.

Про что можно сказать:

- Теплое, яркое, ласковое, лучистое - солнце.

- Голубое, чистое, высокое, ясное - небо

- Грязный, рыхлый, черный - снег

- Веселый, звонкий, быстрый - ручей

- Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная - весна

- Молодая, зеленая, мягкая, шелковистая - трава

Воспитатель: Ребята, скажите словосочетание со словом весенний: ручеек, ветер, сад, снежок, дождь, день; со словом весенняя: вода, трава, река, проталинка, погода, одежда, весеннее: облако, солнце, небо, утро, дерево.

Воспитатель: Я предлагаю назвать ласково "Ветер - ветерок, ручей - ручеек, снег - снежок, вода - водичка, облако - облачко, проталина - проталинка, ветка - веточка, трава - травушка, небо - небушко, солнце - солнышко, день - денек.

Воспитатель: Поработали, а теперь отдохнем.

Физминутка:

Стало солнце пригревать,
Стали капельки стучать.
Капля - раз, капля - два,
Капли медленно сперва,
А потом все быстрее и быстрее.
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
Грач на веточке весело качается.
Он весеннему солнцу улыбается.
Полетел нам грач, крылышками машет.
В синем небе полечку он пляшет.
Вот присел у лужицы, хочет он напиться.
По воде крылом стал бить, хочет он умыться.
Грач умылся, улетел и на ветку снова сел.

II часть.

Составление предложений (на столах у детей сюжетные, пейзажные картинка).

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним:

- Небо голубое, чистое, высокое.

- По небу плывут легкие, белые, пушистые облака.

- Тает снег, появились проталины.

- Бегут звонкие, веселые ручьи.

- Солнце ярко светит и греет.

- На деревьях набухли почки.

- На проталинах выросла зеленая трава.

- На поляне расцвела (растут) белые подснежники.

- Грачи вьют гнезда.

- На ветках висят длинные сосульки.

Воспитатель: Молодцы! Постарались. Предложения получились красивые, длинные.

Воспитатель: А сейчас мы будем составлять рассказ по картине "Грачи прилетели".

- Дети, посмотрите на эту картину. (Ставлю на мольберт). (Рисунок 2)

- Как ее можно назвать?

Воспитатель: Мы ее уже рассматривали. Составьте самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Рассказ должен быть интересным и законченным. Расскажите о весне по схеме: какие время года наступило, какое небо, как светит солнце, что происходит со снегом, о проталинках, о ручьях, о грачах. (Спросить 1 ребенка).

- Расскажите о детях: какой стоял денек, куда пошли дети, кого они увидели, что делали грачи, было ли детям интересно. (Спросить 1 ребенка). (Рисунок 3)

Воспитатель: Молодцы! Вы составили подробные и интересные рассказы о весне и детях. Сказали много красивых слов о небе, солнце. Незнайке рассказы понравятся.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру "Где грач" (использовать картину "Грачи прилетели" - грачи на ветке, в гнезде, около ручья, на проталине, под деревом, за деревом). "Назовите родственные слова к слову грач" (грачиха, грачонок, грачата, грачевник).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

III часть. Итог.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? Кто нам написал письмо? Занятие закончим стихотворением о весне, которое нам расскажет Аня: "Весна", Дружинина.

Что весной творится!
Прилетают птицы!
Тает снег и тает лед,
И на речках - ледоход!
Появляется трава,
Оживает поле.
Ливень льет как из ведра,
Гром грянет: "Весна" Ура!"

Воспитатель: А вы рады весне? Улыбнитесь, покажите, как вы рады весне. Молодцы! Все старались, работали активно, дружно, были внимательными.