Интегрированный курс "Чтение — Письмо". Сутеев В.Г. «Капризная кошка» (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ЦЕЛЬ: развитие навыка чтения и восприятия художественного произведения; Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма.

ЗАДАЧИ:

  • формировать навык правильного, осознанного, плавного чтения; развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;
  • обеспечивать правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения текста;
  • учить различать слоговые сочетания мягкого и твердого согласного с гласным и написание букв после согласных;
  • развивать навык письма гласных печатных, письмо слогов и слов под диктовку; учить построению модели звукового состава слова.

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг В.Г.Сутеева, карточки с моделями звуков индивидуальные и демонстрационные, «домик-теремок», карточки с текстами для чтения по ролям, демонстрационные таблицы, магнитофон, мягкая игрушка «Кот».

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Проверка домашнего задания;
  2. Актуализация опорных знаний;
  3. Моделирование слов;
  4. Повторение об ударении в словах;
  5. Работа в тетрадях;
  6. Чтение нового произведения;
  7. Логические задания;
  8. Работа в тетрадях;
  9. Логические задания;
  10. Итог урока.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка домашнего задания

На фоне музыки

Доброе утро всем, добрый день. И не только из-за ясной погоды, весны, а прежде всего из-за новых добрых встреч с чудесным миром знаний, которые готовы подарить мы вам. Доброе утро всем , кто впервые пришел сюда, и тем, кто уже был у нас в гостях. Доброе настроение всем присутствующим.

Ученик 1:

Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали

Ученик 2:

Хорошо ли мы умеем
И писать, и отвечать?

Ученик 3:

Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.

А теперь – начинаем урок.

Учитель:

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку 5.

Дети (хором):

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно.

А что мы будем делать сегодня на уроке?

ГОВОРИТЬ по таблице
ЧИТАТЬ читаем хором
МОДЕЛИРОВАТЬ ЗАПОМИНАТЬ ДУМАТЬ СЛУШАТЬ ИГРАТЬ СЧИТАТЬ ПЕТЬ

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Г.Сутеева, и будем учить всё о гласных звуках и буквах, которые они обозначают.

Проверка домашнего задания.

1. Игра «Телефонисты» (передают по ряду «на ушко» друг другу);

Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом.

– Вчера произносили тихо и громко, а сегодня медленно и быстро.

  1. медленно;
  2. быстро;
  3. Медленно и быстро.

2. Чтение с различной интонацией.

Бежит ружей?.!

3. Чтение стихотворения Даниила Хармса «Из дома вышел человек».

1 ряд – по цепочке
2 ряд – «парами»

4. Инсценировка рассказа Григория Остера «Меня нет дома»

3 ученика читают по ролям

– А что бы вы сделали на месте котенка и щенка?


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ ИЗУЧЕННОГО

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. НОВАЯ ТЕМА

1) Игра «Слово из корзинки»

– Вы знаете волшебные присказки?

Прошла по Таштыпу молва
Что будто новые слова
В классе нашем есть
Кто их найдет – тому и честь.

(Достаю из корзинки игрушку «кот»).

– А ну-ка, угадайте-ка, какое слово я достала из корзинки. Оно не мной придумано, не новое, но редкое.

Дети: кот, кошка, котенок...

– А вот и нет. Слово это – котюнчик.

2) Игра «Кошка-шалунишка».

– Котята играли и смахнули буквы.

Кто прочитает слова?

Кошка, Кукушка, суслик, Козодой

– Какое лишнее?

– А почему козодой? (Когда козу доят, она прилетает).

МОДЕЛИРОВАНИЕ. ИГРА «ТЕРЕМОК»

Загадка:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

– Кто это? Правильно кошка.

Учитель

– Какой первый звук слышим? [к] (ученик, правильно назвавший звук выходит к доске, берет табличку синего цвета и стучится в «Теремок»).

– Тук-тук, кто в теремочке живет?

– В ответ – тишина.

– А значит я буду здесь жить. (Встает около терема).

Учитель

– А какой второй звук? [о]. Выходит второй ученик, берет красную табличку и стучится в теремок:

– Тук-тук, кто в теремочке живет?

– Я звук [к] – согласный, глухой, твердый. А ты кто?

– Звук [О] – гласный, ударный. Давай вместе жить?

– Заходи.

Учитель

– А кто третий звук назовет?

Постепенно у доски собирается звуковая модель, слова «кошка»

на доске

(остальные участники собирают на местах)

Учитель

– Сколько звуков? Гласных? Согласных?

– Сколько слогов ?

– Какой ударный?

– Убрали третий звук, что получилось?

– а если поменяли местами?

– Назовите 1-ый звук; 3; 4

– Какие остались?

– Какой ударный?

IV. УДАРЕНИЕ

– А как вы думает, важно ударение правильно ставить?

1) Сценка «Ударение»

– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приёма пищи».

Начинает пищать. Вбегает мама:

– Что случилось сынок? Почему ты пищишь?

– А лекарство принял. А здесь написано…(читает).

– Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел.

Три раза после приема пищи, а не пищи.

– Ой мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. Теперь я всегда буду следить за ударением.

2) Ученики рассказывают стихотворения.

Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдем эле-мен-тар-но.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!

3) – Произнесите свои имена на французский манер, поставив ударение на последний слог: Катя, Анюта, Саша и т. д.

РЕЛАКСАЦИЯ

(учитель говорит на фоне музыки)

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко… ровно…
Глубоко.

Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают.., засыпают...
Отдыхают.., засыпают...
Шея не напряжена
И расслаблена,

Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко…ровно…
глубоко…

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво

V. РАБОТА В ТЕТРАДИ

Хором дети

Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
От друзей своих не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

1. На доске таблица

  а     о     у     э     ы  
я ё ю е и

– Прочитайте буквы.

– Какие звуки обозначают эти буквы?

– Почему на 2 группы поделили?

– Напишите в тетради гласные, обозначающие твердость предыдущего согласного.

– Напишите гласные, обозначающие мягкость...

2. Работа по таблице

   [a]   [o]   [у] 
[к]      
[к‘]      

– Охарактеризуйте их.

[к] – согласный, глухой, твердый
[к’] – согласный, глухой, мягкий

– Звук [к] встретился со звуком [а], какой слог получится? (ка).

– Звук [к’]встретился со звуком [а], какой слог получится? (Кя).

Аналогично ко, кё, ку,кю
Запись слогов в тетрадь.

3. Офтальмологическая физкультминутка

4. Чтение с доски

Наш котенок.
У котенка шерстка гладкая,
И она, наверно, сладкая.
Потому, что Васька рыжий
Часто-часто шерстку лижет.
Р. Селенин

– О ком стихотворение?

Запись в тетрадь: кошка Мурка, кот Васька.

У меня есть кошка.

VI. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ «ЧТЁНИЕ И ПИСЬМО» стр. 83.

  1. составляем слова
  2. рассказ о кошке (домашнее задание)
  3. – Сегодня прочитаем сказку В.Г.Сутеева «Капризная кошка». А вам знакомы произведения этого автора? Какие читали?
    – Посмотрите иллюстрации. О ком эта сказка?
    – Сейчас вы прослушаете сказку, а затем ответите на вопрос: «Можно ли сказать, что девочку и котенок были друзьями?»
  4. Чтение сказки.
    1, 5 ч. – учитель
    2, 3, 4 ч. – ученики.
  5. – Итак, можно ли сказать, что девочка и котенок были друзьями?
    – А почему кошка обиделась?
    – А собаки и кошки могут быть друзьями?.
    – Тогда домашнее задание: сочинить продолжения сказки, где и собака подружиться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем,
Птицы сидят и молчат.

VII. «БЕЗДОМНАЯ КОШКА» А. Дмитриев

Однажды я встретил бездомную кошку:
– Как ваши дела?
– Ничего понемножку.
– Я слышал, что вы тяжело заболели?
– Болела.
– Так, значит лежали в постели?
– Лежала на улице много недель.
Бездомной мне негде поставить постель.
Подумал я: «Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным».
– Вы слышите, кошка, пойдемте со мной.
Темнеет, а значит, пора нам домой.
Спешил я. Она отставать не хотела.
И рядом со мной тихонечко пела;
о чем она пела? Наверно о том,
что каждому нужен свой собственный дом.

«СТРОИМ ДОМ» из геометрических фигур.

– Какие фигуры возьмем?

ИГРА «БУКВЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ»

– Внимание! Однажды буквы устроили игру.

Стали друг друга заменять.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница
Очень странные дела
Начали твориться.

  1. На виду у детворы
    Крысу красят маляры.
  2. Тает снег. Бегут ручьи, (показываю картинки)
    На ветвях сидят врачи.
  3. Мама с бочками пошла
    По дороге вдоль села.

ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VIII. РАБОТА В ТЕТРАДИ «ПИСЬМО» стр. 46.

  1. Печатаем названия картинок.
  2. Стр.47.
    – Обведите красным кругом буквы, обозначающие гласные звуки.
    – Синим цветом буквы, обозначающие всегда твердые звуки.
    – Всегда мягкие звуки зеленым цветом.

IX. СТИХОТВОРЕНИЕ «НЕДЕЛЬКА»

– А какое сегодня число? А вчера? Завтра?

– А день недели.

(Дети повторяют за учителем)

Говорил вчера мне кто-то,
Что за пятницей суббота,
За субботой выходной,
Понедельник за спиной,
Дальше вторник и среда,
Ты запомнил это? Да!
Раз, два, три, повтори.

РАБОТА ПО СХЕМЕ – Что можете сказать об этой схеме?

Х. ИТОГ УРОКА

– Что делали на уроке?

Домашнее задание: продолжение сказки сочинить и читать сказку по учебнику.

– А что осталось сделать? (спеть песню).

Говорят, что кошка – хранитель домашнего очага. А бывают кошки-копилки. Я хочу подарить вам вот таких кошек-хранителей и копилок знаний. На первой странице уже записана схема, с которой мы сегодня работали. Остальные страницы мы будем заполнять вместе.

Спасибо за урок.

Дети исполняют песню «Кот мурлыка».

Литература:

  1. «Беседы с учителем» под редакцией Л.Е. Журовой, 2001.
  2. «Я познаю мир». Русский язык, 1997.
  3. Волина В.В. Учимся играя М: Новая школа 1994.