Интегрированный урок по химии и географии на тему "Экологические проблемы и экологическая ситуация в России и Омской области"

Разделы: Химия, География


Цели и задачи: Разобрать основные экологические проблемы в России и в Омской области их сущность, виды, причины, вызывающие их. Сформировать представление о современных методах контроля над состоянием окружающей среды, систематизировать знания об антропогенном воздействии на окружающую среду. Показать важность экологических проблем, межпредметную связь географии и химии. Воспитывать экологическое сознание.

Вид урока: интегрированный урок- конференция по химии и географии.

Методы: беседа, рассказ, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: коллекция «Нефть и главные продукты переработки», карты России: физическая и экологическая, таблицы со статистическими данными, экологические плакаты, фильм о загрязнении воздуха, высказывания о бережном отношении к природе.

План урока.

  1. Организационный момент. (Постановка цели.)
  2. Особенности экологической обстановки в России и в Омской области, ее оценка.
  3. Выступления учащихся.
  4. Итоги урока.

Ход урока

«Пора бы человечеству понять, богатство у природы отбирая
Что землю нужно тоже охранять: она, как мы такая же живая!»

- Здравствуйте, садитесь. Прочитайте эпиграф урока и вдумайтесь в эти строки.

На доске у нас вопросы:

  1. Каковы причины загрязнений воздуха, воды, почвы?
  2. Какая экологическая ситуация в России и в Омской области?
  3. Какие меры необходимо ввести, чтобы улучшить экологическую ситуацию в стране?

Учитель географии:

- Откройте тетради и запишите тему урока: « Экологическая ситуация в России и в Омской области». Ни одна страна в мире не может сегодня сама самостоятельно решить свои экологические проблемы. Данные проблемы затрагивают Россию и наш край. Почему же они возникают?

- Давайте послушаем учеников, которые приготовили сообщения по этим вопросам, (сообщения учеников)

Первый ученик выступает с докладом «Причины загрязнения воздуха».

При добычи полезных ископаемых, их переработки человек получает нужные ему товары и меняет экологическую ситуацию своей хозяйственной деятельностью. Схема на доске:

Источники загрязнения воздуха:

  1. Естественные они возникают при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльные бури, лесные пожары и т.д.
  2. Антропогенные они возникают при работе транспорта, промышленных предприятий, сжигании мусора, аварий.

У нас в Омской области много промышленных предприятий, которые наносят ущерб своими выбросами в атмосферу. Автомобильный транспорт тоже вносит изменения в окружающую среду вредными выхлопами. Наиболее загрязненные города России по состоянию воздушного бассейна – Москва, Братск, Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Липецк, Омск, Хабаровск, Казань, Воронеж. (Просмотр фильма «Загрязнение атмосферы»).

Учитель химии:

-Самые опасные загрязнители воздуха:

  1. Сернистый газ (ангидрит), при взаимодействии с кислородом образуются:
    2SO22=2SO3
    SO32О=Н2SO4
    Ангидрит вызывает у человека нарушения в головном мозге, печени, мышцах, частые ОРЗ

  2. Сероводород (бесцветный, ядовит.)
    Н2S вызывает нарушения слуха, пищеварения, малокровие.

  3. Аммиак NH3 вызывает кашель, рвоту, расстройство дыхания.

  4. Угарный газ СО вызывает удушье, смерть.

  5. Шумы. 70% неврозов вызывают шумы.

  6. Смог- это ядовитый туман.

(Карта Омской области, на которой обозначены самые загрязненные районы.)

Учитель географии:

-Существуют способы защиты воздуха:

  1. Электрические фильтры на химических предприятиях для обеспыливания и удаления пыли.
  2. Регулирование выхлопов автотранспорта, своевременное прохождение тех. осмотра.
  3. Озеленение территории, так как 1 дерево собирает30 кг пыли в год, уменьшает шум, поглощает углекислый газ.
  4. Создание экологических организаций, которые отслеживают экологическую ситуацию и проводят мониторинг – это система наблюдений и оценки окружающей среды и др.

Сообщение 2-го учащегося на тему: «Загрязнение вод».

Вода - это главный источник жизни на Земле. Но бесконтрольное сбрасывание промышленных отходов превращает реки, моря, озера в сточные канавы, гибнет рыба, заболачиваются территории. Очень опасно загрязнение вод нефтью. В реке Обь концентрация нефти в 15 раз больше нормы. Если говорить о нашем крае, то главной водной артерией Омской области является Иртыш. Иртыш оценивается, как «очень грязная река». На входе в Омскую область в нем уже есть нефтепродукты, фенол, соединения меди, цинка, железа.

Причины:

  1. Огромные массы ливневых вод попадают в реку без очистки;
  2. Много оврагов;
  3. Вырубка водоохранных лесов;
  4. Старое изношенное оборудование очистительных сооружений;
  5. Авария на предприятиях цветной металлургии в Казахстане;
  6. Слабый надзор за перевозкой грузов нефтепродуктов.

Меры:

  1. Строительство новых современных очистительных сооружений.
  2. Контроль качества воды.
  3. Применение новых технологий по очистки вод.

Проведение опыта: Смешиваем воду и нефть, после чего увидели, что образовалась пленка, делаем анализ опыта.

Сообщение 3-го учащегося по теме: «Загрязнение почвы».

Земля является национальным богатством страны любого государства. Она не только кормит, одевает, поит людей, но и является колыбелью людей, где они рождаются, живут и умирают. Россия имеет огромные земельные ресурсы, но из-за деятельности человека происходит деградация почв, а ведь процесс почвообразования долгий за100 лет примерно образуется 1,5- 2 см почвы. В почвах Омского района сегодня содержится немало различных химических элементов, среди которых есть токсичные. Работают ТЭЦ день и ночь дымят трубы, пылит огромный золоотвал. Все это попадает в почву расположенных вокруг садоводческих обществ и сельскохозяйственных предприятий. Томаты «начинены» свинцом, хромом, никелем. В луке хром, в картофеле цинк и никель.

Меры: Необходима мелиорация земель, применение новейших технологий по обработки почвы и увеличение штрафа за нарушение экологической обстановки, создание менее токсичных удобрений, мероприятия по защите почв от ветровой эрозии.

Заключение.

-Сегодня мы на нашем уроке затронули актуальные и наболевшие в масштабах страны и области проблемы. Ведь мы должны стремиться к активному участию в борьбе за сохранение окружающей среды в любых условиях: в школе, на рабочем месте, дома, на прогулке. И наш урок мы хотим закончить призывом: Антуана де Сент – Экзюпери: «Встань пораньше, умойся и приведи в порядок свою планету».

Спасибо за урок. Выставление оценок, домашнее задание.

Использованная литература:

  1. Г.И Саренко, Л.Н Щербак «Регионоведение: география Омской области». 2005 г.
  2. В.Н Андреева «Предметная неделя географии в школе». 2005 г.
  3. В.П Чащин «Природопользование и охрана природы на территории Омской области». Часть 1 2004 г.
  4. Е.А Жижина 8 класс «Поурочные разработки по географии». 2004 г.