Исследовательская работа учащихся 4-го класса "Исследование видов артикуляционных упражнений для постановки звуков [с], [з]"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


План

  1. Цели и задачи.
  2. Введение.
  3. Историческая справка.
  4. Технология произношения звуков [с] и [з].
  5. Работа над постановкой звуков [с] и [з].
    • артикуляционные упражнения;
    • развитие фонематического слуха;
    • игры со словами;
    • чистоговорки и скороговорки;
    • пословицы и поговорки.
  6. Заключение
  7. Используемая литература.

Цель работы: отработка приёмов для постановки звуков [с], [з]. (слайд 1)

Задачи:

  • выявить учащегося с нарушением звукопроизношения.
  • изучить технологию постановки звуков [с], [з].
  • определить виды артикуляционных упражнений для постановки
    звуков [с], [з].

Методы исследования:

  • сравнительный
  • аналитический
  • математический
  • поисковый
  • исследовательский

Гипотеза: специальные артикуляционные упражнения позволят правильно поставить звуки.

Объект исследования: учащиеся студии «Дошколёнок».

Предмет исследования: речь учащихся.

Актуальность: красивая, правильная речь учащихся - это залог их жизнерадостности и успеха в учёбе. Такая речь позволит учащимся повысить своё качество обучения, будет способствовать их желанию учиться, постигать новое. (слайд 2)

Введение

Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет), у 17-20% детей школьного возраста (1-Пклассы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1%. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе применения правильно подобранных артикуляционных упражнений. (слайд 3)

История о науке, которая учит чисто и правильно говорить. РИТОРИКА.

Давно, более 2500 лет назад, в Элладе, столице Древней Греции, расцвела древнейшая из наук на земле – РИТОРИКА.

Правило Элладой Народное собрание. Оно решало очень важные вопросы: начинать войну или заключать мир, осудить или оправдать человека. И выступить на собрании мог любой.

Древние греки учились риторике специально и считали её очень важной наукой. Их учили

УБЕЖДАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ, ВОСХВАЛЯТЬ, ОСУЖДАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ и т.д.

В древней Греции риторику называли «наукой об искусстве публичной речи» (речи произносимой перед большой аудиторией, перед народным собранием), в Древнем Риме риторика считалась «наукой об искусстве убеждать» (наукой, которая учит строить речь доказательную, убедительную, способную завоевать внимание слушателя). На Руси риторическую науку назвали КРАСНОРЕЧИЕМ, подчеркнув тем самым, что это учение о яркой, чистой, чёткой, выразительной речи, берущей в полон слушателя, речи, безусловно, умной и «благие мысли пробуждающей», (Вот почему риторику на Руси называли ещё «доброречеговорением», «сладкоглаголением».) (слайд 4)

Мы исследовали группу №1 студии «Дошколёнок». Из 18 у 8 учащихся наблюдаются нарушения при воспроизведении звуков [с], [з]. Для проведения исследования мы взяли 1 ребёнка с нарушением произношения звуков [с], [з] – Волкова Кирилла. Он различает все формы, узнаёт слова. Ребёнок осознаёт свой дефект и пытается преодолеть его. (слайд 5)

С помощью специальной литературы мы изучили технологию произношения звуков [с], [з].

Технология произношения звуков [с], [з].

При произнесении звука [с] губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы.

Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель - тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый» (звук произносится с «пришепетыванием»). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос.

При артикуляции [з] дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает. (слайды 6-7)

Работа над постановкой звуков. (слайд 8)

Артикуляционные упражнения.

название описание
Заборчик-дудочка Зубы сомкнуты, губы улыбаются, открывая зубы. Зубы сомкнуты, губы округлены, чуть вытянуты.
Чистим зубы Рот открыт, кончиком языка трём по зубам.
Лодочка Губы дудочкой, язык высунут, боковые края вверх.
Блинчик-иголочка Рот открыт, язык широкий, расслабленный, лежит на нижней губе. Рот открыт, узкий язык высовывается вперёд.
Ковырялочка Кончик языка двигается по внутренней поверхности нижних резцов снизу-вверх.
Киска сердится Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка приподнята.

Мы придумали свои упражнения: (слайды 9-10)

  1. Непослушная витаминка. – Рот открыт, язык высунут, боковые края вверх, на языке витаминка. Язык высунуть и спрятать.
  2. Наказание – Лёгкое покусывание языка.

Для развития фонематического слуха мы подобрали следующие упражнения: (слайд 11)

  1. Какой звук слышите в словах: [з] или [с]?
    Сайка, заря, салют, зал, сапёр, лизать, салат, зайка, салфетка, закат, тесать, базар, писать, дерзать, посадка, берёза, сказать, сажать, вязать.
  2. Добавь нужный слог -ЗА или -СА:
    КО -СА, КО -ЗА, О -СА, РО -СА, ЛИ -СА, ВА -ЗА, РО -ЗА, ЛО -ЗА, КЛЯК -СА
  3. Поставьте перед словом звук [с]:
    ЛАВА – СЛАВА ВОЙ – СВОЙ ТУК – СТУК
    ТОН – СТОН ТОК – СТОК КОТ – СКОТ
    ТОЛ – СТОЛ ЛОГ – СЛОГ ТРОЙКА – СТРОЙКА
  4. Замените первый звук в слове на звук [с].
    МАЛО – САЛО ДАМ – САМ
    ЛАЙКА – САЙКА БОК – СОК
    РАНКИ – САНКИ ДОМ – СОМ
    КЛАВА – СЛАВА КОН – СОН
  5. Договори слово.
    ГА-(ЗЫ) БЕРЁ-(ЗЫ) БЛУ-(ЗЫ)
    КО-(ЗЫ) АРБУ-(ЗЫ) ГИЛЬ-(ЗЫ)
    ВА-(ЗЫ) МОРО-(ЗЫ) ФРА-(ЗЫ)
    ГРО-(ЗЫ) ЗАНО-(ЗЫ) ЛИН-(ЗЫ)
  6. Игра «Наоборот»

    – Я поднимаю руку ладошкой вверх – произношу слог со звуком [з]; опускаю ладонь вниз – произношу слог со звуком [с].

    СЭ – ЗЭ ЗЕ – СЕ
    ЗО – СО СО – ЗО
    ЗУ – СУ СУ – ЗУ
    ОЗ – ОС ЭЗ – ЭС
    ЫЗ – ЫС ЫС – ЫЗ

    Игру «Наоборот» продолжаем словами (звуки [с], [ш]): (слайд 12)

    СУТКИ – ШУТКИ КРЫСА – ...
    ШУТКИ – СУТКИ КРЫША – ...
    УСЫ – ... КАША – ...
  7. Замените последний звук в слове на звук [с].
    БАК – БАС БЕГ – БЕС ТАРАН – ТАРАС
    ПАР – ПАС ЛЕВ – ЛЕС КВАК – КВАС
    ВЕК – ВЕС ЧАД – ЧАС БРАТ – БРАСС
    ПЁК – ПЁС НОЖ – НОС ОТВЕТ – ОТВЕС
  8. Назовите звук, исчезнувший в слове:
    ПУСТИ – ПУТИ МАСКИ – МАКИ
    ЛАСКИ – ЛАКИ БАСКИ – БАКИ
  9. Замените звук в середине слова на звук [с], например: КАЧКА – КАСКА
    ЛАПКА – ЛАСКА КИЛЬКА – КИСКА
    МАРКА – МАСКА ЛИПКА – ЛИСКА
  10. Замените первый звук на звук [з] или [з'|
    ГУБЫ – ЗУБЫ ТРЕНИЕ – ЗРЕНИЕ
    НАБОР – ЗАБОР НАРЯД – ЗАРЯД
    НАМОК – ЗАМОК НАКАТ – ЗАКАТ
    ДВЕРИ – ЗВЕРИ ГНАТЬ – ЗНАТЬ
    ВАГОН – ЗАГОН ДУБ – ЗУБ
  11. Игра «Кто внимательный»

    Найдите одинаковый звук в словах: КОЗА, ВОДА, ГЛАЗА, РОЗА, ГВОЗДИ, ЗАЯЦ, ЗОНТ, ГНЕЗДО, ЗАМОК,
    СЛОН, МИСКА, ЛИСА, АВТОБУС, КАРЛСОН, САМОДЕЖИН.

  12. Игра «Узнай звук»

    Хлопните в ладоши, если услышите звук [з] в словах.

    Резиновую Зину
    Купили в магазине,
    Резиновую Зину
    В корзине принесли.
    Она была разиней,
    Резиновая Зина
    Упала из корзины –
    Измазалась в грязи.
    (А. Барто)

  13. Игра «Кто больше»
    • Придумайте слова, в которых звук [з] в начале (зонт, заяц, зебра), в середине (азбука, озорник, ваза).
    • Придумайте слова, в которых есть звук [с]. (Снегурочка, снеговик, снежные горы, подснежники, санки, солнце и т.д.)

Чистоговорки со звуками [с], [з]. (слайд 13)

  • СА-СА-СА, СА-СА-СА – УКУСИЛА В НОС ОСА!
  • СО-СО-СО, СО-СО-СО – СТАЛ МОЙ НОС, КАК КОЛЕСО!
  • СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ – НЕ БОЮСЬ Я ЗЛОЙ ОСЫ!
  • СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ – Я ОСУ В РУКЕ НЕСУ!
  • СА-СА-СА – В ЛЕСУ БЕГАЕТ ЛИСА.
  • СО-СО-СО – У ВОВЫ КОЛЕСО.
  • ЗО-ЗО-ЗО, ЗО-ЗО-ЗО – ЗОЛОТО, ВАЗОНЫ, ЗОНТ.
  • ЗА-ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА – В ПОЛЕ БЕГАЕТ КОЗА.
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ-ЗУ – Я ДОМОЙ КОЗУ ГОНЮ.
  • ЗА-ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА – У ВОВЫ КАРИЕ ГЛАЗА.

Скороговорки. (слайды 14-15)

  1. Зонного зайку зовут Зазнайкой.

  2. Зимой поле белое –
    Промёрзлое-заледенелое.

  3. Карась в лаз не лазь. Застрял в лазе карась.

  4. На возу лоза, у воза коза.

  5. Соломы воз возница вёз.

  6. Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка

  7. Звонко прозвенел звонок – звал Захара на урок.

  8. Зря Кузьма козла дразнил –
    Козёл задиру не забыл.

  9. Роза мёрзнет от мороза. От мороза мёрзнет роза.

  10. Загорал казак за бором... Не за бором! За забором!

  11. Сыворотка из-под простокваши.

  12. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

  13. Саша любит сушки, а Сеня – ватрушки.

  14. У осы не усы, не усищи, а усики.

  15. Веселей Савелий сено пошевеливай.

  16. Оса боса и без пояса.

  17. Влас у нас, Афанас у вас.

  18. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

  19. Сшила Саша Сашке шапку,
    Сашка шапкой шишку сшиб.

  20. Съел Слава сало, да сала было мало.

Пословицы и поговорки со звуками [c], [з]. (слайд 16)

  • Слышен звон, да что толку в нём.
  • Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
  • Беду скоро наживёшь, да не скоро выживешь.
  • Упасть – не беда, беда – не подняться.
  • Везёт как утопленнику.
  • Пошёл за делом, а воротился с бездельем.
  • Без дела жить – только небо коптить.
  • Люди за дело, а дурак за безделье.
  • Курица по зёрнышку клюёт, а сыта живёт.
  • Что сегодня сбережешь, завтра пригодится.
  • Беседа найдёт соседа.
  • Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
  • Беспечному сон сладок.
  • Зачем беспокоиться – над нами потолок ещё не валится.
  • Сидит да глазами хлопает.
  • Бестолкового учить – только себя трудить.
  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.
  • Во многословии не без пустословия.
  • Много говорено, да мало сказано.
  • Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

Заключение. (слайд 17 )

С Волковым Кириллом мы занимались пять месяцев. В результате мальчик стал чище произносить свистящие звуки, но надо и далее систематически проводить занятия. Следовательно, наша гипотеза, что специальные артикуляционные упражнения позволяют правильно поставить звуки, подтвердилась.

Работая над проектом, мы узнали много нового и делали свои выводы. Я думаю, что эти знания могут пригодиться нам при выборе будущей профессии. В любой профессии легче будет добиться хороших результатов, если человек умеет убеждать, доказывать, объяснять, если человек способен завоёвывать внимание слушателя. Значит, современный человек обязательно должен владеть яркой, чистой, чёткой, выразительной речью.

Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Я буду разговаривать,
Я буду выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: (слайд 18)

  1. М.: Просвещение. 1992 Минский Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. - М.: Просвещение. 1981.
  2. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. - М.: Просвещение. 1992.
  3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение. 1990.
  4. Шибаев А. Взялись за руки друзья. – Л.: Детская литература. 1977.
  5. Шибаев А. Язык родной дружи со мной. – Л.: Детская литература. 1981.
  6. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа. 1994.

Презентация – Приложение.