"Время выбрало нас…" (Ко Дню памяти воинов-интернационалистов). Урок-практикум по решению заданий ЕГЭ (10-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Форма урока: урок-практикум

Цели урока:

  • отрабатывать навыки разноаспектного анализа микротекста с заданиями с выбором ответа и с кратким ответом, умение устанавливать логические связи между предложениями;
  • повторить теоретические знания по синтаксису и пунктуации, по морфологии;
  • развитие монологической речи; умение рассуждать на предложенную тему, приводить различные способы аргументации, делать выводы;
  • стимулировать формирование чувства патриотизма.

Ход урока

  1. Оргмомент. Объявление темы и целей урока. Вступительное слово учителя.

- Прошло 16 лет с того момента, как завершилось почти 10-летнее пребывание советских войск в Афганистане (декабрь 1979 – февраль 1989 гг.). Тема участия нашей страны в афганской войне была и остаётся актуальной до настоящего времени. Причём в ходе её обсуждения высказываются различные, порой полярные мнения и оценки: настолько многогранная и многоплановая ситуация возникла в Афганистане и вокруг него. Долгое время мы плохо представляли себе то, что на самом деле происходило в Афганистане, пользуясь скупыми, часто противоречивыми, порой искажёнными сведениями из прессы. Далеко не всё могли понять правильно и те, кто непосредственно участвовал в “секретной войне”. Большинство советских солдат и офицеров честно выполняли свой воинский и интернациональный долг, нередко проявляя подлинный героизм и самоотверженность.

Во имя чего же гибли либо становились калеками тысячи наших соотечественников? Оправдана ли боль и скорбь их матерей, вдов, детей-сирот?

  1. Работа с микротекстом (приложение №1)

Во время работы с текстом учащиеся заполняют оценочные листы

  • Задание 2: почему “интернациональной”? (по словарю Ожегова, интернациональный – “международный”)
  • Задание 3: грамматическая основа типа “сущ. в Им.п. – сущ. в Им. П.”
  • Задание 4: СПП с придаточным определительным (построить схему предложения в двух вариантах – линейную и структурную)
  • Задание 5: деепричастие ВЕНЧАЯ (что делая? как?) – обозначает добавочное действие, т.к. зависит от глагола СТОЯЛ; н.ф. венчать (отглагольная форма)
  • Задание 6: краткое причастие НАГРАЖДЕНЫ (каковы?) – н.ф. награждённый, т.е. “те, кого наградили”.
  1. Психологическая антистрессовая минутка
  1. Чтобы снять напряжение, появившееся при выполнении предыдущего задания и в условиях открытого занятия (присутствие посторонних людей на уроке), проводим музыкальную паузу: включаем лёгкую классическую музыку, расслабляемся, отвлекаемся от темы урока и т.д. – в течение 1 мин.).
  2. Чтобы продолжить работу, необходимо после расслабления стимулировать деятельность нервной системы, развить нервную силу, энергию и жизненность. Для этого проводим упражнение на создание возбуждающего давления на нервные центры:
  • сделать полный вдох
  • удержать его на несколько секунд
  • сжать губы, как для свистка, не раздувая щёк, затем с силой выдохнуть отдельными порциями весь воздух
  • повторить 7-10 раз.
  1. Чтение большого текста.

Выполнение заданий с выбором ответа и с кратким ответом. (Приложение 2)

  • №1 – назвать языковые средства, характерные для публицистического стиля

(статья, композиция лишена строгой обязательности, наличие синтаксических конструкций эмоционально-выразительного характера – риторические вопросы, неполные предложения, инверсия; наличие эмоционально-оценочной лексики, фразеологизмов, использование тропов и фигур; лексика из области морали культуры; разговорные синтаксические конструкции); тип речи – рассуждение (предметом речи является связная последовательность наших мыслей о чём-либо, в центре находится не внешняя действительность, а процесс человеческого мышления; последовательная связь предложений в тексте; от примеров – к выводу; глаголы настоящего времени).

  • №2 – позиция автора (доказательство из текста)
  • №3 – краеугольный камень (главное, основное)
  • №4 – ширпотреб – широкое + потребление

Ошибочно: вседозволенность – всё + дозволить + суффикс – ость.

  • №5 – окончательно и бесповоротно закрепляли

Согласование – зависимое слово согласуется с главным, т.е. ставится в ту же форму, что и главное
Управление – главное слово управляет зависимым, требует от него определённой формы
Примыкание – зависимое слово примыкает к главному, связывается с ним только по смыслу (обязательно наличие неизменяемых частей речи).

  • №6 – назывное (есть только подлежащие)
  1. Сформулировать и прокомментировать проблему или одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулировать авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора текста. Почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

  1. Заключение.

Советские воины, как истинные патриоты Родины и интернационалисты, выполнили свой долг до конца и не могут быть объектами некомпетентной критики. Ещё более 800 лет назад Шота Руставели подчёркивал, что каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. К этому можно добавить – и не видя вообще. Каким бы ни было личное мнение каждого из нас относительно решения о вводе войск – наше отношение к тем, кто служил и воевал в Афганистане, должно быть пронизано глубочайшим уважением. Ведь многие не только воевали. Даже уходя оттуда, всё ещё помогали мирному населению.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по тексту (задание С).