Разноуровневый подход обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Сегодня начальное обучение рассматривается как своеобразная ступень непрерывного развития, воспитания и образования ребенка, способствующая формированию у него желания учиться и позволяющая наиболее полно раскрыться его способностям.

Каждый учитель начальных классов принимает ребенка зачастую прямо из дома, и редко когда с детского сада. Причиной тому является высокая оплата, которую в сельской местности, где нет работы, вносить многодетным, безработным родителям трудно. Процесс перехода из дома и детского сада в начальную школу для многих детей является не только радостным и волнующим событием, но и проблемным.

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель. У него очень чуткое сердце и ранимая душа. С переходом в школу у ребенка резко повышается уровень тревожности связанный с новыми ожиданиями. Это сказывается на его деятельности, психике и появляется закомплексованность, слабая мотивация учения, несформированность рациональных способностей в работе с учебным материалом, слабое развитие приемов логического мышления, способов систематизации учебного материала. Эти и другие причины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у значительной части обучающихся.

Обучающийся начальных классов – это человек, который еще хочет ходить в школу и потому, чтобы не убить это желание у ребенка изучаю гороскоп детей. Изучив и сопоставив все, на будущее составляю план: кого куда привлечь, с кем как заниматься. Соответственно к выпуску собирается солидное портфолио, которое в будущем поможет учителям – предметникам старших классов далее развить и получить готового призера НОУ, олимпиад или поможет детям и классному руководителю определиться с профильным обучением.

Стихия – Земля.
Планета – покровитель - Меркурий.
Цвет - темно – синий, белый.
Камень – нефрит, сердолик.

Основная черта характера – критиковать и совершенствовать.

Год Зодиак
Заяц Дева
Положительные черты характера
Одаренный, скромный, добродетельный, утонченный Спокойный, размеренный, внимательный, работоспособный, практичный, интеллектуальный, преданный
Отрицательные черты
Честолюбивый, сдержанный Неэмоциональный, холодный, ограниченный, мнительный, критичный, мелочный, беспокойный, суетливый

Девы рано начинают читать и писать. У них активный ум, они любят интеллектуальные игры, например: шашки или шахматы. Когда они станут постарше, их начинает привлекать медицина, химия, научная литература. Эти дети не чуждаются спорта. Из них получаются хорошие бегуны. Ребенок – Дева живой и проворный, мирный и спокойный. С учебой проблемы бывают редко.

Способности: к химии, математике, литературе.

Факультативы, кружки, спортивные секции.

Составленный гороскоп на каждого ребенка дает возможность учителю развивать заложенные в нем природой данные индивидуально.

Когда педагог, увлеченный своей профессией, творческий, многогранный, понимающий, что индивидуальность ребенка является высшей ценностью, раскрывает способность детей, то через разные методы и приемы достигает своей цели.

Так как же помочь ребенку справиться с требованиями, предъявляемыми школой?

Эту проблему я решаю через групповые работы по уровням. Групповая работа по уровням ставит различные цели: одни ученики должны достичь определенного объективно-обусловленного уровня подготовки, называемого базовым, а другие проявляющие интерес к предмету и обладающие хорошими способностями, должны добиться более высоких результатов.

В соответствии с этим выделяется две группы обучающихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня. Конечно, состав групп не должен быть застывшим. Желательно чтобы любой ученик из группы базового мог перейти в группу повышенного уровня, если он хорошо усвоит материал, и будет свободно выполнять задания, соответствующая обязательным результатам обучения. С другой стороны, ученик из группы повышенного уровня может быть переведен в группу базового уровня, если он имеет пробелы в знаниях или не справляется с темпом продвижения группы.

Разделив класс на определенные группы по уровням (4 – 6 детей) учитель работает с каждой группой по 7-10 минут. Преимущество этого варианта в том, что учитель получает возможность более равномерно распределить свое внимание между учениками группы. В тот момент, когда педагог работает с очередной группой, остальные либо самостоятельно готовятся к работе с учителем, либо самостоятельно выполняют задания. Таким образом, за 45 минут каждая группа (а значит, и каждый ребенок) имеет шанс поработать с учителем. Например, в 4 классе на уроках русского языка при прохождении темы “Имя существительное” I–ой группе дается индивидуальная карточка:

  1. Вместо картинок (на усмотрение учителя) вставьте слова и выпишите предложения.
  2. Определите род существительных.
  3. Выберите одно из существительных, просклоняй по падежам.

II группа: На горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный. На груди у мишки белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные лапы.

  1. Подчеркните имена существительные.
  2. Выпишите собственные имена существительные и составь предложение.
  3. Определите в предложениях падежи имен существительных.

III группа:

Напишите текст.

Проказы старухи-зимы.

зиме, что даже, всего, обиднее, дети, ее, показалось, не бояться.
салазках, себе, на, катаются.
играют, снежки, в.
мороз, снега, лепят, из, поливают, еще, да, кличут, из, горки, водой.
ребенка, зима, от, щипнет, злости, за, другого, ухо, нос, за, одного.

бежит, снег, домой, щеку, или, он, а, не, схватит, или, давай, тереть, а, нос.

  1. Составьте из данных слов шесть предложений.
  2. Подчеркните буквы проверяемых безударных гласных в корне слов.
  3. Подберите к существительному снег однокоренные слова и разберите их по составу.

Для проверки прочности закрепления изученного материала предлагаются более сложные задания, включающие материал на повторение.

В качестве примера приведем проверочную работу по теме “Глагол” (VI класс).

I группа (дан алгоритм)

Разберите предложение по членам и по частям речи. И сережки распустились на осине и ольхе.

Разбери глаголы по схеме:

Глагол Член предложения Вопрос Время Лицо Число Спряжение
             

II группа (работа творческого характера)

  1. Составьте три распространенных предложения
  2. Обозначьте время, лицо и число глаголов.
  3. Выполните графический диктант.

Каждая работа завершается самопроверкой, для чего отводится несколько минут. Ошибки исправляются другим цветом, ведется учет исправленных учениками ошибок.

По теме “Имя прилагательное” предлагаю детям базового уровня следующие задания:

  1. Разберите по составу имена прилагательные капустный, дождливый, похвальный.
  2. Допишите к ним подходящие по смыслу имена существительные.
  3. Из словосочетаний составьте распространенные предложения.

Задания для повышенного уровня:

  1. Объясните графически, как образованы прилагательные водный, туманный.
  2. Объясните написание орфограмм.
  3. Напишите мини – сочинение на тему “Осенний лес”, используя данные прилагательные.

При такой системной групповой работе идет отслеживание знаний каждого ребенка. Для обучающихся в группах, не справившихся с заданиями, организуется дополнительная индивидуальная работа во внеурочное время до полного усвоения материала.

Подводя итоги, подчеркнем, что:

1) одной из любимых форм контроля у учащихся стали разноуровневые проверочные и контрольные работы; обучающиеся перестали их боятся и пытаются выбирать варианты заданий, соответствующие собственным способностям;
2) благодаря разноуровневой системе обучения и контроля большинство обучающихся ощущают себя более успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках русского языка;
3) значительно увеличился процент обучающихся, которые с большим желанием выполняют задания 2-го и 3-го уровней;
4) поднялся уровень преподавания русского языка в национальной школе в начальных классах.