Урок краеведения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с растительным миром родного края.

Задачи: развитие инициативы, активной позиции по отношению к окружающему миру, воспитание любви к природе, бережного к ней отношения.

Оборудование: таблица «Черноморское побережье», ветки бука, граба, каштана (или их рисунки, фотографии, слайды), цветные карандаши и листочки для рисования – у каждого ученика, презентация – Приложение.

Роль мультимедийной презентации: создание зрительного ряда, способствующего выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, обеспечение разностороннего формирования рассматриваемого образа, что способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Повторение изученного

Ученик читает стихотворение С. Дрожжина:

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами, (слайд 1)
С твоей великою рекой (слайд 2)
И неоглядными полями! (слайд 3)
Среди зимы и в летний зной! (слайд 4-5)
Привет тебе, мой край родной!

– Сегодня, ребята, мы продолжим разговор о нашем крае.

– В каком крае мы с вами живем? (В Краснодарском) (слайд 6)

– Чем славен наш край? (Полями с богатым урожаем, водоемами, полными обитателей и лесами с редкими видами растений и животных) (слайд 6)

– Бескрайние равнины в северной и средней частях Краснодарского края сменяются холмистыми полями в предгорьях и лиманами в Приазовье.

Чаруют своей красотой горы Кавказского Государственного заповедника и леса Гуамского ущелья, глубокие каньоны реки Белой и голубые воды озер.

(следует видеоряд с видами названных мест)

Черное и Азовское моря омывают землю кубанскую. Живительной влагой поят её 574 реки и 12 водохранилищ. (слайд 7)

Земля кубанская богата черноземом – плодородной землей, позволяющей выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных культур. В её недрах найдено более 50 видов полезных ископаемых: нефть и природный газ, мергель, гранит и мрамор, известняки, песчаники, железные и медные руды, йод, графит, термальные и минеральные воды и лечебные грязи.

Жемчужиной России называют наш край! Потому и приезжают сюда на отдых и лечение ежегодно миллионы человек со всех концов страны и многих зарубежных государств.

Мы с вами живем в этом прекрасном уголке нашей Родины и должны изучать свой родной край, любить и беречь его природу.

III. Работа над новой темой

– Отгадайте загадку:

весной веселит,
летом холодит,
осенью питает,
зимой согревает. (Лес) (слайд 8)

Дети читают стихи о лесе

Лес, точно терем расписной, (слайд 9)
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

Кроет уж лист золотой (слайд 10)
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу. (А. Майков)

Юный лес, в зеленый дым одетый (слайд 11)
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет. (А. К. Толстой)

В глуши лесной, в глуши зеленой, (слайд 12)
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный. (И. Бунин)

Унылая пора! Очей очарованье! (слайд 13)
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. (А. Пушкин)

Многие русские поэты во все времена воспевали красоту русского леса.

Он прекрасен в любое время года: и весной, когда просыпается от зимнего сна и распускает первые нежно-зеленые листочки и летом, когда шумит своей густой зеленью, осенью – радует глаз роскошным золотым убранством и даже зимой восхищает своей безмолвной снежной красотой.

Сегодня мы отправляемся в путешествие: посетим Кавказский Государствен-ный биосферный заповедник. Расположен заповедник на северном и южном склонах Главного Кавказского хребта. (слайд 14) В его состав входит Хостинская тисо-самшитовая роща, расположенная на горе Большой Ахун.

Общая площадь заповедника – 200 тысяч гектаров. Его основные цели – охрана природы, восстановление численности ценных видов растений, зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.

– Я расскажу вам о самых распространенных растениях заповедника.

(на экране появляется изображение представляемых деревьев, детям раздаются заранее собранные веточки)

Бук восточный (слайд 15) – одно из наиболее распространенных здесь деревьев. Осенью на его ветвях можно видеть небольшие шарики размером с крупную вишню. Внутри такого шарика – один-два орешка, похожих на сильно увеличенные зерна гречихи. Орешки бука съедобны. Их можно есть в сыром виде, но лучше поджарить. Из ядра этих орешков добывают масло, которое применяется и как пищевое и как техническое.

– Попробуйте поломать ветку бука. Получилось? (нет) Древесина бука прочная, поэтому используется как строительный материал. Из нее делают мебель, бочки для хранения сливочного масла, паркет, некоторые части музыкальных инструментов. (слайд 16)

Другое распространенное дерево – граб кавказский (слайд 17.) Он немного похож на бук, но имеет меньшие размеры, листья по краю зазубренные (слайд 18). Граб можно сразу узнать по рыхлым сережкам с плодами, которые осенью свисают с ветвей вниз как гирлянды. Древесина граба менее ценная, чем у бука. Используют её главным образом там, где требуется большая прочность – на рукоятки для инструментов и топорищ, сапожные колодки, паркет (слайд 19) .

А вот каштан благородный (слайд 20) . Летом на ветвях дерева среди листвы можно увидеть колючие зеленые шары величиной с небольшое яблоко. Внутри такого шара осенью созревают коричневые блестящие плоды: каштаны округлой формы. Мякоть их съедобна даже в сыром виде. Но обычно их едят жареными и вареными. Древесина каштана твердая и очень устойчивая против гниения. Это незаменимый материал для постройки домов в условиях теплого и влажного климата.

Особый интерес представляет самшит (слайд 21). Часто растет в виде кустарника, но иногда бывает небольшим деревом. Листва самшита очень густая, почти не пропускающая света. Самшитовые деревца могут расти в глубокой тени горных ущелий под густым, очень плотным пологом леса. Древесина самшита необыкновенно твердая и очень тяжелая (тонет в воде). Она широко используется там, где требуется особая прочность.

– Назовите другие растения нашего леса.

IV. Физминутка:

Мы по лугу прогулялись
И немного отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
и нисколько не устали!

V. Беседа

– Прислушайтесь, ребята, какие звуки вы услышите в лесу? (Пение птиц,шорох листьев, журчание воды) (слайд 22)

Лес шелестит, поет, звенит, жужжит.

– А почему говорят, что лес шелестит? (листья шелестят)

– А почему говорят, что лес поет? (птицы поют)

– А почему говорят, что лес жужжит? (насекомые жужжат)

Проводится игра «Озвучь картинку». Выбираются дети, которые будут озвучивать шелест листвы (ш-ш-ш), пение птиц (ку-ку, фью-фью и т. п), жужжание (ж-ж-ж, з-з-з).

– Если все звуки произнести враз, то мы услышим звуки леса.

– Нравится вам в лесу? (ответы детей)

– А вот послушайте стихотворение Г. Ладонникова «Дикарь в лесу»

Хозяйка белочка в лесу
орехи собирала, (слайд 23)
Она в лесу том каждый сук
и каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
пришел с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
и выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех – сорвал,
сорвал второй и третий…
Отбросил куст, и, как медведь
пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть
на это было больно!

– Правильно ли вел себя человек в лесу?

– Чего он не знает? (правил поведения)

– Давайте попробуем объяснить этому человеку, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу.

Можно эти правила изобразить на знаках. (слайд 24)

Два из них вы видите на экране. Какой бы знак вы придумали, чтобы все люди помнили и соблюдали эти правила? Нарисуйте.

(дети рисуют знаки, затем некоторые показывают и поясняют)

VI. Итог урока

– Вот и закончилось наше путешествие.

– Где мы с вами побывали?

– С какими растениями познакомились?

– Почему в лесу нужно соблюдать тишину?