Открытый урок по природоведению "Почва и ее свойства"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с понятием “почва”, ее составом и свойствами
  2. Развивать познавательный интерес
  3. Воспитывать любовь к природе

Оборудование: спиртовка, жестяная кастрюля, металлическая ложечка, вата для фильтра, вода, почва которую принесут дети.

Учитель:

  1. Вступление. Сегодня у нас интересный урок. Некоторые опыты вы сделаете сами.
  2. Ход урока: Сообщение темы, задач, план урока. Изучение нового материала.
  3. Ребята, перед вами на доске текст. Прочитайте и скажите, о чем в нем идет речь

Текст

Почва – это часть природы по которой ходит человек. Человек на ней выращивает картофель, капусту, морковь, свеклу, репу и т.д. Почва дает растениям элементы питания, влагу и в результате этого они дают урожай. Уже позапрошлом веке ученые назвали почвой верхний слой земли. Дальше они изучили состав почвы.

Дети читают и отвечают на вопрос.

Учитель: Тема урока “Почва и ее состав”. План урока:

  1. Определение почвы.
  2. Состав.
  3. Свойства.

Учитель: Почва – это верхний слой земли.

Дети: Почва – это верхний слой земли.

Учитель: Ребята, вы правильно сказали определение. А сейчас посмотрим на доску.

На доске написано: Почва – верхний, плодородный слой земли”

Учитель: Какое слово вы упустили?

Дети: “Плодородный”

Учитель: Плодородие – главное свойство почвы. Что хотят люди сажая овощей?

Дети: Высокого урожая

Учитель: Наука, которая занимается плодородием называется агрономией. Человек, который занимается агрономией, зовут агрономом. Кто в нашем селе агроном?

Дети: Отвечают

Учитель: Чтобы повысить плодородие что надо знать?

Дети: Надо знать состав почвы.

Учитель: Ребята, вспомните, мы осенью ходили на экскурсию на берег реки Вилюй. Было слои земли. Самый верхний слой земли какого цвета было?

Дети: Черного.

Учитель: (раздаю сырую почву). Ребята внимательно смотрите, исследуйте при помощи ниже в тетради.

Дети: В почве есть остатки щепок, трав.

Учитель: Еще что нужно, чтобы знать состав почвы.

Дети: Провести опыт.

Учитель: У вас на столе стаканчики с водой. Бросьте землю, которая находится на бумажке в стакан и следите, что происходит.

Дети: выходят пузырьки, в почве есть воздух.

Учитель: запишите 1 опыт и ответьте, что в почве есть воздух. Теперь смотрите 2 опыт. Я набираю землю и нагреваю жестяной кастрюльке на огне. Над ней держу стекло.

Дети: 3 опыт. Дальше нагреваем. Что видите? Что чувствуете?

Дети: Появляется дым и неприятный запах.

Учитель: Это горит остатки травы, щепок, насекомых, и называется перегноем. Он черного цвета.

Учитель: 4 опыт. Если дальше нагревать почву, то ее называют прокаленной. Такая почва у вас лежит в пакетиках. Эту почву бросьте в воду и размешивайте. Потом ставим отстоять. Возвращаемся после пятого опыта. Наблюдайте. Села песок, а сверху глина. Почему так?

Дети: Значит в почве есть песок и глина.

Учитель 5 опыт. Профильтруем воду, в которой долго находилась вода. Несколько капель опускаем на стекло. Стекло подержим над огнем. Вода испарится, а на стекле останется след. Этот след белого цвета. Это соль.

Дети: В почве есть соль.

Закрепление.

Игра “да”, “нет”. Если согласны, то кричат “да”, если не согласны “нет”.

Учитель: Перегной получают из солей.

Дети: Нет

Учитель: Трактор разрушает почву

Дети: Да

Домашнее задание

Учитель: Подумайте над тем какую пользу приносят черви, кроты в почве. Расскажите на следующем уроке. Покажите свое отношение к этому уроку.

Дети показывают цветные карточки.