Конспект урока по окружающему миру с использованием ЦОРов "Природоведение","Природа России" и "Природа. Человек. Общество" на тему "Почва"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Сформировать знания о почве и ее плодородии.
  2. Охарактеризовать взаимосвязь растений и почвы.
  3. Раскрыть процессы образования почвы, объяснить роль живых организмов в ее формировании.
  4. Охарактеризовать причины разрушения почвы.
  5. Объяснить правила охраны почвы.

Оборудование:

1. Коллекция “Почва и ее состав”. Модель оврага; стаканы, вода, почва, спиртовка, фильтр, стекло, пинцет. Книга “Великан на поляне” А. А. Плешаков, А. А. Румянцев.

2. Природа, человек, общество: Электронное учебное пособие для поддержки сопровождения обучения в начальной школе.– М.: ООО “ДОС”, 2004.– 1CD-ROM .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Заполните схему.

Причины разрушения горных пород

(Смотри приложение)

Как называется процесс воздействия ветра на горные породы? (Выветривание.)

Как называются свисающие вниз сосульке в подземных пещерах? (Сталактиты). Как называются поднимающиеся вверх столбики? (Сталагмиты).

Наука об изучении пещер называется спелеология.

3. Сообщение темы урока.

Сказала лопата: – Земля, чтобы рыть.
Ботинки сказали: – Земля, чтоб ходить.
А люди сказали: – Земля, чтобы жить.

А. Тетивкин

О какой земле говорили герои стихотворения?

Сегодня мы познакомимся еще с одним твердым веществом. Оно создает поверхностный слой Земли. Это почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образования и разрушения. Познакомимся с новыми словами: почва, песок, перегной, плодородие.

(Смотри приложение)

4. Объяснение нового материала.

Почва – это удивительное образование природы, плодородный верхний слой земли. Почва имеет сложный состав: в нее входят компоненты неживой природы и живые организмы. Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, кое-где – всего несколько сантиметров. А в некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.

Самое главное свойство почвы – плодородие. Попробуйте объяснить, смыл этого слова, разобрав его по составу и подобрав родственные слова.

Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даст жизнь плодам и растениям? Проведем несколько опытов и ответим на эти вопросы.

5. Практическая работа.

(Инструктаж по технике безопасности).

Учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике.

Результаты опытов записываются в тетради.

1. Пузырьки – воздух. Откуда? Из почвы.

Вывод: в почве есть воздух

2. Стекло влажное.

Вывод: в почве есть вода.

3.Запах, дым. Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.

Вывод: в почве есть органические вещества, микроорганизмы.

4.В стакан – размешаем.

Вывод: в почве есть песок и глина.

5. Профильтруем вод. Нагреем. Несколько капель на стекло – нагреем. Вода испарилась, остался белый налет. (Соль).

Вывод: в почве есть соль.

(Смотри приложение)

6. Объяснение нового материала.

Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого необходимо растениям?

Мы видим, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берет воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Вы видели, что солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.

(Смотри приложение)

Мы выяснили: из чего состоит почва. Теперь познакомимся с процессом образования почвы.

На прошлом уроке мы говорили о разрушении горных пород. Что получается в результате таких разрушений? Под действием чего разрушаются камни?

Послушайте стихотворение.

Солнце жарко печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала гора:
- Ох, я стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору.
Поселился, лезет в гору.
Трещины покрыла Почва.
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
– Вновь я стала молода!

Что разрушило Гору? Помог ли горе Лишайник? Вспомните причины разрушения камней.

В трещинах горы от разрушений образовались камешки, песок и глина. Высокие растения с длинными корнями не могли здесь поселиться, так как они не нашли питательных веществ. Но лишайник смог приспособиться. Лишайник вырос, затем сгнил и образовался перегной. Со временем перегноя становилось больше. Так постепенно, в ходе многих лет, песок превращается в плодородную почву, то есть такую землю, где содержится все необходимое для питания растений. Теперь на разрушенной горе смогли поселиться другие растения.

(Смотри приложение)

В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.

Почву часто называют домом для животных.

(Смотри приложение)

Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей.

Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.

Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев. Они постоянно в работе.

(Смотри приложение)

Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают ночью в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви – одни из главных почвообразователей.

(Смотри приложение)

Прочитайте рассказ “Уважайте жизнь дождевого червя”

Из книги “Великан на зеленой поляне”.

Что вы узнали о жизни дождевых червей из этого рассказа? Для чего рыхлят почву? В рыхлой почве растениям легче пробиваться к солнцу, а их корням находить питательные вещества. Человек в садах, огородах и полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?

Кроме дождевых червей в верхнем слое земли живет много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьев, которые тоже помогают ей.

Чтобы закончить разговор об образовании почвы, прочитайте статью на стр. 68.

Докажите, что в природе все взаимосвязано.

Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы в природе образуется за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться бережно.

Но почва разрушается, как любые твердые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву? (Вода – размыть, ветер – сдувать.)

Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает ее мертвой. Даже вы не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.

Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден заботиться о ней. Что делают люди?

Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает ее, вносит удобрения, поливает (а где необходимо – осушает). Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.

(Смотри приложение)

7. Итог урока

Отгадайте кроссворд.

(Смотри приложение).

Приложение (презентация)