Урок русского языка в 3-м классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"(с использованием ИКТ)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомиться с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами и учиться определять падеж существительных, опираясь на таблицу.
  2. Уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений, сотрудничать.
  3. Увидеть красоту природы и осознать причастность к защите окружающей среды вместе со взрослыми.

Для учителя:

  1. Создать организационные и содержательные условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных с одновременной работой над книгой В. Бианки “Лесная Газета”, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося;
  2. Способствовать развитию логического и образного мышления, внимания, памяти, речи, кругозора учащихся;
  3. Формированию творческих способностей, конструктивного мышления, навыков рефлексии, самоанализа.
  4. Создать условия для развития экологической культуры обучающихся.

Оборудование:

  • урок с использованием ИКТ, (Приложение 1)
  • Сигнальные карточки.
  • Книга В.Бианки “Лесная Газета”.
  • Игрушка – цветок.
  • Бумажный кораблик, игрушка мышонка.
  • Лист-задание для самостоятельной работы.

I. Организация начала урока.

– Девочки и мальчики, улыбнитесь друг другу. Слайд 1

– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

– Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

II. Целевая установка. Слайд 2

1.Беседа

С новым годом! С наступившим новым годом!

– Вы удивлены?

– У вас на столе книга, полная тайн и чудес.

– Откроем на странице, где закладка, прочтём хором!

– Юные следопыты, давайте найдём ответ на вопрос: у людей новый год начинается 1 января, а в природе новый год наступит…, давайте прочтём.

2. Чтение вслух

– Как вы думаете, почему именно с весны идёт отчёт нового года в лесу?

– Вы правы, весна – это свет и радость, надежды и мечты о чём – то новом.

3. Гипотеза

– Как вы думаете, на сегодняшнем уроке , таком весеннем и новогоднем мы узнаем о чёт-то новом?

– Давайте предположим, с какой частью речи мы будем работать? Почему вы так думаете?

Слайд 3

– Какую работу выполняли на предыдущих уроках? Поможет ли нам это умение сегодня?

– Вы готовы к открытию тайн языка и природы?

– Тогда вперёд! Я слышу, как мышонку Пику не терпится пуститься в плавание. А мы вслед за ним на его волшебном кораблике “ Надежда” попадём в весенний предновогодний лес.

III. Минутка чистописания

1) – Зажурчал ручеёк. Он подхватил наш кораблик и понёс его по весенним волнам

Это элемент весенний ручеёк. Слайд 4

– На следующей строке мы выполним написание элементов строчной и заглавной букв К, к. Слайд 5

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

– К элементам букв добавим цветы и листья. Слайд 6

2) Работа с картиной Слайд 7

Здравствуй лес,
Могучий лес!
Полон сказок и чудес!

– Какое время года? По каким признакам вы это определили?

3) Рефлексия

(Цветом оценивается работа)

– Если мы сегодня с вами хорошо поработаем, к нам в гости прилетит фея леса. А в лесу зацветут подснежники?

IV. Работа по теме урока Слайд 8

Работа со стихотворением

В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
Склоняем вслух весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне…

Весна, весны, весне, весну.
Весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце по стене.

– Какое неизвестное слово услышали?

– На что ещё обратили внимание?

– Выпишем слова весна столбиком вместе с вопросом, выделим окончание и основу.

Слайд 9

Что? Весна.
Чего? Весны.
Чему? Весне.
Что? Весна.
Чем? Весной.
О чём? О весне.

– Что изменялось в слове?

– Какой вид работы мы сейчас выполняли?

– Сколько вопросов поставлено к формам слова весна?

Изменение существительных по вопросам называется – склонением.

2) Чтение правила

– Мы сделали очень важное открытие.

– А что по этому поводу говорят учёные? (чтения правила с. 90)

3) Работа с учебником с. 90, таблицей в тетради.

4) Склонение одушевлённых существительных.

– Сравните таблицу учебника с нашей таблицей, каких вопросов не хватает?

– Назовите одушевлённые имена существительные.

3). Беседа – сказка Слайд 10-16

У гнома Слова шесть друзей -
Шесть верных эльфов – падежей.
Пока он спал в лесной тиши,
Пришли к нам в гости падежи,
Чтоб о предлогах рассказать,
И смысл Слова передать,
Чтоб правильно сказать о том,
О чем подумал старый гном!

– В русском языке 6 падежей. У немцев – 4. У финнов – 15 , а наша задача– выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

– Хотите услышать сказку про падежи?

ФИЗМИНУТКА (музыкальная)

Руки подняли и покачали –
это деревья в лесу.
Руки согнули,
кисти встряхнули-
ветер сбивает росу
В стороны руки-
плавно помашем-
это к нам птицы летят.
Как они сядут –
тоже покажем –
крылья сложем назад

V. Работа по теме урока

1). Чтение по книге “Лесная Газета”

– А знаете ли вы, у кого из птиц уже появилось первое яйцо в гнезде?

  • Сообщение разведчика “ Первое яйцо”

– А знаете ли вы, что в новогоднем лесу ещё снег не сошёл с полей, а там уже появились первые новорождённые?

  • Сообщение разведчика “Сосунки в снегу”

2). Пока мы с вами познавали лесные тайны, над полянкой тревожно защебетали птицы, что случилось?

Слайд 17

– Тает снег, реки выходят из берегов. Животным нужна помощь, давайте их переправим на безопасный берег.

3). Игра “ Половодье”

Хожу по тропинке.
Добежал до черёмухи.
Появилось на дереве.
Скрылся под водой.
Плыл через озеро.

4) Самостоятельная работа

Слайд 18

№ 1

В скобках ставьте нужные вопросы к слову весна. Укажите падеж (пользуйтесь таблицей).

Скоро наступит (_____________) весна. Каждая былинка чувствует приход (_________) весны. Всякая букашка рада (___________) весне. Мальчик написал песню (______________) о весне.

№ 2

Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу.

Укажите падеж (пользуйтесь таблицей).

Сидел в (дупло)___________, подошёл к (дерево)______________, добежал до (река) ____________, пролетел над (поле)_______________.

№ 3

Составь и запиши предложения. У существительных определить падеж (пользуйтесь таблицей).

  1. Тропинка, из деревни, узкая, детей, привела, к роще, еловой.
  2. _________________________________________________________

  3. Недалеко, от, остановились, дети, полянки.

__________________________________________________________

  1. Самопроверка

Слайд 19

VI. Подведение итогов

  1. Выборочная проверка.
  2. Рефлексия.
  3. Беседа
  4. – Какую ставили перед собой задачу?

    – Достигли мы поставленной цели?

    – Какие знания и умения с прошлых уроков вам пригодились?

    Слайд 20 – 22

  5. Экологическая беседа.

– Ах! Как красив весенний лес!

– Но мне немного грустно. Один мой знакомый цветок однажды мне прошептал: “ Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Всё равно сломают!”

– Чтобы вы сказали этому цветку?

VII. Домашнее задание

Выучить правило

1.Написать небольшое сочинение (6-8 предложений) о подснежниках.

Укажите падеж слова подснежник

2. С. 91, упр.96.

Слайд 23

Презентация