Использование модульной технологии на уроках географии

Разделы: География


Построение образовательного процесса, подготовки урока на основе модульного обучения связано с реализацией главной цели обучения -создания мотивации для постоянной, смыслоощущаемой работы обучающегося над учебной информацией в реально удобных для учащегося жизненных обстоятельствах.

В концептуальном подходе движущими силами модульной технологии выступают, прежде всего:

  • принцип смыслоощущаемости обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);
  • принцип удовлетворенности своими возможностями постижения учебного материала - что основывается па знании обучающимся взрослым способов мыслительной деятельности и на умении ими пользоваться на практике в сложной и быстро изменяющейся обстановке.
  • принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для слушателя в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны -реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося - все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их). Только то, что сделано самостоятельно, остается в памяти надолго и активно развивает мышление. И его сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем.

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. Модульная технология как любая современная педагогическая технология, модульная организация учебного процесса позволяет модернизировать традиционные методы обучения: предполагает уровнено дифференциацию, адаптивную систему обучения, коллективные способы обучения.

Разбивка учебной информации на “элементарные порции”, выявление логических и психолого-педагогических связей между ними, определенная стандартизация учебного процесса на основе этих связей, актуализация самоконтроля самим обучающимся - отличительные особенности модуля. Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей - готовить специалистов, способных, быстро подстраиваясь к изменениям производства, адаптируясь в новых условиях. принимать адекватные решения и решать задачи.

Для определения концептуального подхода к организации модульного обучения очень важны теоретические посылки:

  • содержание обучения представляется в закопченных самостоятельных модулях;
  • модули одновременно являются банком информации и методическим руководством по его применению;
  • в основе модульного обучения лежат субъектные отношения между преподавателем и обучающимся;
  • высокая степень адаптивности обучающихся к условиям педагогического процесса.

Концепция модульного обучения должна выстраиваться на взаимоувязанной основе личностного и деятельностного подходов.

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:

  • в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
  • дается разъяснение к этой информации;
  • определяются, условия погружения в информацию (с помощью средств ТСО, конкретных литературных источников, методов добывания информации);
  • приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
  • указаны практические задания.

В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей: 1) познавательные (для изучения основ науки); 2) операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности); 3) смешанные.

При модульном обучении чаше всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся.

Раздел “Гидросфера” тема: “Реки. Озера”.

Ход урока