Урок окружающего мира в 3-м классе на тему "Органы чувств – наши помощники"

Разделы: Начальная школа


Цели. Познакомить детей с системой органов чувств, показать их значение в жизни человека; обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить обучающихся в необходимости их выполнения; учить наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Оборудование. Модели глаза и уха; видеофильм “Человек”; запись “ Голоса животных”, картинки с изображениями животных и пищи; баночки, бутерброды, таблица “ Нервная система”, карточки с названиями органов чувств, перевёрнутые, лупы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы узнали, как устроен и работает организм человека. Из каких частей состоит организм человека? Какую работу выполняют лёгкие (сердце, желудок и т.д.)? Что такое системы органов? Приведите примеры. Какая система органов управляет деятельностью организма? Что изучают анатомия и физиология человека?

(Дети отвечают.)

3. Новый материал.

Когда рождается на свет ребёнок,
В руках матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день, каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.

Тема нашего урока: “ Органы чувств – наши помощники”.

– Как узнает нервная система о том, что происходит вокруг человека? (Учащиеся дают разные ответы.)

– Какие органы чувств человека вы знаете?

(Класс делится на 5 команд)

– Приглашаю к доске первую команду.

Задание: Для вас логическая задача: нужно изменить форму, цвет, размер.

(Дается красный квадрат.)

(Пока команда решает задание у доски, остальные дети решают в тетрадях.)

– При помощи какого органа вы смогли различить размер, цвет и форму предмета?

– При помощи глаз, правильно.

(Переворачиваю карточку, где написано “ Глаза – орган зрения”.)

– Глаза – это орган зрения.

Посмотрите друг на друга: спереди глаз защищён веками, края которых…Продолжите, пожалуйста…

(Глаз защищён веками, края которых покрыты ресницами.)

– Зачем нужны веки, ресницы и брови?

– Веки и ресницы предохраняют глаза от света и пыли. Брови отводят от глаз пот, если он выделяется на лбу. Слёзы смывают соринки, пыль, попавшие в глаза. Они поддерживают глаз постоянно влажным, и тем самым предохраняют от высыхания.)

– Какое значение имеет зрение в жизни человека?

– Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает нам читать книги, смотреть телепередачи, любоваться живописью, видеть красоту окружающего мира и т.д.

– Нужно ли беречь своё зрение? И как?

– Зрение ухудшается, когда человек читает лёжа или в движущемся транспорте, если работает при плохом освещении. Частый и долгий просмотр телепередач, работа у компьютера очень утомляют глаза, им нужен отдых. Зрение ухудшается и при некоторых заболеваниях, вызванных бактериями, попавшими в глаза. Особенно глаза страдают при повреждении различными предметами. Надо срочно обратиться к врачу–окулисту. При повреждении глаз человек становится слепым. Это очень тяжёлый недуг, поэтому глаза нужно беречь!

Давайте составим правила для себя:

1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30-35 сантиметров от глаз.

3. При письме свет должен падать слева.

4. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть.

5. Нельзя смотреть передачи больше полутора часов. Садись от экрана телевизора не ближе чем на 2-3 метра.

6. Не три глаза руками, так можно занести в них соринку или опасные бактерии.

– К доске приглашается вторая команда.

Задание: На моем столе стоит пять баночек. Определите, какие в них были продукты.

– Определили, какие продукты в них были?

(Лук, чеснок, лимон, рыба, колбаса.)

(Показываю соответствующие продукты)

– Какой орган помог распознать эти продукты?

(Нос.)

(Переворачиваю карточку, где написано “ Нос – орган обоняния”.)

– Нос – орган обоняния.

– Так что же такое обоняние? Для чего служит?

– Обоняние – это способность человека чувствовать, воспринимать и различать запахи. Обоняние помогает человеку определять не только приятные, но и вредные запахи. Человек с хорошим обонянием почувствует запах несвежей пищи, запах дыма при пожаре, заметит выделение вредных газов и вовремя сумеет предупредить об опасности.

– На обоняние очень вредно сказываются различные простудные заболевания. Во время насморка человек почти не различает запахи. Частые насморки притупляют обоняние. Как видите, простудные заболевания вредны не только для горла и для лёгких, но и для такого важного органа чувств, как нос.

Поэтому надо беречь себя от простудных заболеваний, закалять свой организм. Сильно притупляют обоняние табачный дым, различные резкие, ядовитые запахи.

4. Физкультминутка.

5. Новый материал. (Продолжение)

– Приглашаю третью команду.

Задание: Определить животных по характерным звукам и найти картинки с их изображениями.

(Включаю запись. Остальные учащиеся внимательно следят за ответами команды и, если нужно, исправляют. Звучит запись голосов собаки, вороны, кукушки, кошки, коровы)

– Какой орган помог вам определить этих животных?

(Уши).

(Переворачиваю карточку, на которой написано “Уши – орган слуха”)

– Уши – орган слуха.

(Просмотр отрывка из видеофильма “Человек”)

– Какое значение имеет орган слуха? С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания.

– Как нужно беречь органы слуха?

– Сильный и резкий шум снижает остроту слуха. Простуда и грипп могут вызвать воспаление уха. Поэтому при боли в ушах нужно немедленно обратиться к врачу. Необходимо следить за чистотой ушей. Опасно ковыряться в ушах острыми предметами. Можно повредить внутреннюю часть уха и потерять слух. При купании надо следить за тем, чтоб вода не попала в уши.

– Что происходит при повреждении органа слуха? (Человек становится глухим).

– Приглашаю к доске четвёртую команду. (Завязываем глаза).

Задание: Ваша задача определить, с чем вам предложены бутерброды.

(С солью, с сахаром, с горчицей, с вареньем, с сыром)

– Какой орган помог распознать продукты?

(Язык)

(Переворачиваю карточку, на которой написано “Язык – орган вкуса”)

– Язык – орган вкуса.

– Откройте учебники на странице 134. Прочитайте назначение этого органа чувств.

(Дети выполняют задание.)

-Как вы думаете, какая вредная привычка человека влияет на орган вкуса? Правильно, курение.

– К доске приглашается пятая команда.

Задание: Дети встают лицом к классу. Им завязываю глаза и даю предметы: ручку, вилку, ложку, мячик. Их задача назвать эти предметы.

– Так что это за предметы?

(Ручка, вилка, ложка, мячик)

– С помощью чего вы узнали эти предметы?

(С помощью осязания.)

– Что это такое?

(Способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло, холод называется осязанием)

(Переворачиваю карточку, на которой написано “Кожа – орган осязания”.)

Кожа – это орган осязания. Кожа может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно определить на ощупь. С закрытыми глазами или в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Но она выполняет в организме и другую работу. Главная “забота” кожи – защита внутренних частей тела от различных повреждений, от холода и жары, от болезнетворных бактерий.

Практическая работа.

  1. Рассмотри кожу своей руки. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о коже?
  2. Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?
  3. Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют?

За кожей необходимо ухаживать: содержать её в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать её кремом. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь. Если же повреждение велико, надо немедленно обратиться к врачу.

6. Итог урока.

Детям даются карточки, в которых они должны заполнить пропуски.

1.Мы узнаем предметы по запаху при помощи органа……

2. Различать предметы по размеру, форме, цвету помогает орган…..

3. Вкус пищи мы определяем органом…….

4. Тепло, холод, боль ощущаем органом …..

5. Различать человеческую речь, шумы, звуки музыки помогает орган….

– Почему мы говорим, что органы чувств – наши помощники? Согласны ли вы с этим?

Домашнее задание.

Подготовить материал о значении и гигиене органов чувств.