Конспект интегрированного урока по окружающему миру и литературному чтению в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока – обобщение знаний о Москве.

Задачи урока:

Образовательная – обобщить знания детей о Москве, полученные на предыдущих уроках.
Воспитательная – воспитание чувства патриотизма и любви к Москве.
Развивающая – развивать у учащихся устную речь, творческие способности.

Ход урока

1. Организационный момент.

На доске висят доклады детей.

Чтение стихотворения – Молдавская Алиса.
Москва (Отрывок)

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах...
Столько храмов, столько башен
На семи твоих холмах!..

...Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Сегодня мы с вами не просто проведём урок окружающего мира, а отправимся в путешествие по одному из самых красивых городов мира, по столице России, городу, в котором мы живём – по Москве.

2. Проверка домашнего задания.

Вот уже 2 года мы знакомимся с нашим городом не только на уроках окружающего мира и чтения, но и на экскурсиях. А начать наш урок мне хотелось с небольшого теста – который поможет нам вспомнить те задания, которые вы выполняли дома. Дети работают с тестом, затем взаимопроверка и проверка на экране.

Тест

  1. Первое упоминание о Москве было ………… лет назад.
  2. Основатель Москвы князь ……………… .
  3. Город Москва стоит на берегах ………………………………
  4. Первоначально границами Москвы являлись стены ……………
  5. Москва стоит на ……….. холмах.

3. Московский Кремль.

Первую остановку мы сделаем в сердце нашего города – в Кремле.

Чтение стихотворения – Никуленкова Анна

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

В этом году мы побывали на экскурсии в Кремле и сейчас вспомним, что же там увидели

Доклад о Кремле.

4. Церкви и храмы Москвы.

Во время автобусной экскурсии по Кремлю мы смогли увидеть, как много в Москве красивых церквей и храмов.

Чтение стихотворения – Клименко Дарья.

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Недалеко от Кремля расположен Храм Христа Спасителя, о котором нам расскажет Молдавская Алиса.

А ещё у нас на уроке есть возможность послушать рассказ ученика 2 «В» класса Дениса Потышева о колокольне Ивана Великого.

5. Времена года в Москве.

Москва хороша в любое время года, но особенно красива зимой и весной.

Чтение стихотворения – Стогниенко Александр.

Ночь морозная. Иней укутал траву.
Пыль веков на державном граните.
Заклинаю в ночи: берегите Москву!
Храм истории нашей храните.

Долговязые краны над старой Москвой.
На холмах что ни день, то обнова.
Берегите Москву, каждый камень живой,
каждый выступ лица дорогого.

Я давно уже истиной этой живу.
И какая б над миром ни шлялась погода,
я друзьям говорю: "Берегите Москву.
Это главная наша забота."

За грядою домов начинает светать.
Белый пар над прохожими вьется...
Берегите Москву. Ей стоять и стоять.
Мы проходим... Она - остается.

Чтение стихотворения – Косенкова Любовь.

И вдыхаю жадно полной грудью
Ароматы яблонь и сирени.
Да куда же вы спешите, люди,
В этот вечер ласковый весенний?

Умоляю - говорите тише,
И в аллеях городского парка
Соловья вы сможете услышать.
Не найти вам лучшего подарка.

Майский вечер запахами дразнит.
О делах не может быть и речи,
Ведь у нас, в Москве, сегодня праздник,
Хоть в календаре и не отмечен.

Вы о нём не знаете? Как странно.
Поднимите головы, смотрите -
Расцвели московские каштаны!
Ах, вам всё равно? Ну, извините... 

6. Государственная Третьяковская галерея.

Большой интерес вызвала экскурсия в Третьяковскую галерею и сейчас Саша Стогниенко напомнит нам о ней.

Презентация.

7. В Москве так много интересных мест!

Чтобы познакомиться с ними у вас впереди ещё очень много времени. А сейчас вспомним некоторые достопримечательности, которые мы с вами видели.

Показ слайдов с изображением достопримечательностей.

  • Собор Василия Блаженного
  • ВВЦ
  • Зоопарк
  • Царицыно
  • Большой театр

А к какому празднику украсили Большой театр? А что это за праздник?

8. Подведение итогов урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Давайте вспомним, о каких знаменитых местах Москвы мы сегодня вспомнили?

А какие ещё вы знаете достопримечательности Москвы, о которых мы не говорили на этом уроке?

Выставление отметок.

Дом.задание – нарисуйте те места Москвы, которые запомнились вам больше всего.

Тест «Путешествие по Москве» 

  1. Первое упоминание о Москве было ………… лет назад.
  2. Основатель Москвы князь ……………… .
  3. Город Москва стоит на берегах ………………………………
  4. Первоначально границами Москвы являлись стены ……………
  5. Москва стоит на ……….. холмах.