Социальный проект "Наш выпускник служит в армии"

Разделы: Внеклассная работа


В нашем городе создано Белоярское городское отделение Российского союза ветеранов Афганистана “Рейд”. Организация занимается реабилитацией (психологической, медицинской) бывших участников боевых действий. Важным направлением деятельности отделения является военно-патриотическое воспитание молодёжи. На территории района работают два военно-патриотических клуба: “Честь имею” в городе Белоярский и “Лесные ястребы” в посёлке Лыхма. Деятельность клубов важна в плане подготовки подростков к службе в армии. Но очевидно, большее количество подростков остаётся вне зоны их воздействия. Подросток мог бы узнать о службе в армии дома от своих родителей, но не секрет, что служба в армии воспринимается в обществе как опасная, причём опасность неоправданная.

Армия является частью нашего общества. Проблемы общества как в зеркале отражаются на состоянии армии. Уволенные в запас рассказывают о том, что далеко не всегда их служба была связана с основными задачами армии, что проблемой являются неуставные отношения среди солдат. Трагедия челябинского солдата Андрея Сычёва, когда в результате неуставных отношений он стал инвалидом, один из печальных примеров российской армии. В январе 2009 года в СМИ прошло сообщение о том, в результате халатности большая часть солдат срочной службы в одной из воинских частей Свердловской области оказались на больничной койке. Такие случаи не способствуют росту патриотических настроений в обществе.

Отношение к армии изменилось не сегодня. Изменившееся отношение к армии является частью изменившегося общества. Не является престижной профессия офицера, и тому есть объяснения. Например, сегодня не может государство гарантировать офицеру и его семье достойный уровень жизни. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Но то, что сделано – “капля в море” проблем.

Как возникла идея исследования?

В начале декабря 2007 года к нам в класс зашел юноша. Это был выпускник нашей школы Брагин Виктор. Он зашёл сообщить классному руководителю, что идёт в армию. В его глазах были и тревога и уверенность, что у него всё получится. Мы спрашивали Витю, какой он представляет себе службу в армии. Виктор пообещал нам написать. Так возникла идея начать переписку с солдатом.

Этапы исследования:

1) составить вопросы анкеты, определить круг опрашиваемых людей, чтобы составить “портрет” Виктора Брагина;
2) взять интервью;
3) вести переписку с Виктором;
4) собирать и отправлять бандероли и посылки в армию;
5) оформить результаты работы.

Сроки проведения исследования:

Декабрь 2007 – июнь 2009 года

Участники проекта: ученики 1а, 2а, 3а, 4а, 8а классов

Работа продолжается. Виктору служить еще полгода. Во время переписки, по мере того как ребята узнавали об армии не из книг и телепередач, а из писем выпускника нашей школы, менялось и отношение к службе, армии. Семиклассники стали больше высказываться о желании “пойти, попробовать”. Учащиеся младших классов пока о службе в армии не задумываются, они пишут письма, задают вопросы и искренне хотят помочь. Они жалеют Виктора, у него нет мамы. Для учащихся младших классов это стало первым толчком к сбору посылок.

Целью нашего исследования было выявить, определить и обосновать педагогические возможности общения с выпускником нашей школы, служащим в армии, как средства развития интереса к службе у школьников.

Переписка с Виктором, беседы с его родными и учителями позволили выяснить биографию, особенности службы. Ребята очень заинтересовались особенностями воинской службы, в телефонных разговорах спрашивают буквально обо всем. Ребята других классов готовы присоединиться для общения с солдатом в 2008-2009 учебном году.

В ходе работы нам удалось подтвердить гипотезу. Познакомившись с выпускником нашей школы, ведя переписку, мы смогли узнать, чем и как живут сегодня солдаты Российской армии. Школьники стали интересоваться сведениями об армии и службе.

Были выполнены и задачи исследования. Мы организовали общение с выпускником школы (через переписку, общение по телефону). Ребята собрали информацию о выпускнике через общение с родителями выпускника, классного руководителя, куратора колледжа. Результаты оформлены в виде буклета и слайд-презентации. Мы обосновали педагогические возможности общения с выпускником нашей школы, служащим в армии, как средство развития интереса к службе у школьников.

Введение

Для русского человека слова “Отечество”, “Родина” всегда были светлыми. И всегда, во все времена, начиная с былинной Древней Руси, как только Отечеству грозила опасность, на его защиту поднимался весь народ, вся страна, без различий чинов и званий. Защита Родины воспринималась как святой долг каждого её гражданина. Так что же случилось с нами? Мы перестали быть патриотами и перестали любить свою армию? Молодые люди и их родители ищут всеми правдами и неправдами способ не служить. Взгляд на армию как на необязательную тяжбу, вынужденное бремя и досадную помеху в личной жизни, к сожалению, у некоторых и по сей день. Куда так стремительно ушло глубокое понимание слов: “Я служу России”? Если так дальше дело пойдёт, то Родину защищать станет некому.

Актуальность исследования. Важнейшей функцией отечественной школы на протяжении всей истории России являлась государствообразующая. Дополняя и развивая семейное воспитание детей и подростков, школа обучает, формирует чувство почитания подвижников и героев, приобщает к героической истории страны, осуществляет подготовку к выполнению гражданского долга по защите Отечества. Чем успешнее выполняет школа эти и другие функции, тем социально устойчивее государство, тем в большей степени оно является лично значимой ценностью для каждого гражданина, воспитанного семьёй, школой и социумом как патриота, готового и способного стать на защиту Отечества.

Актуальность темы и проблемы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречиями в современном военно-патриотическом воспитании школьников:

1) с одной стороны, наблюдаются явления депатриотизации части молодёжи, с другой стороны недостаточно методических разработок, с помощью которых образовательные учреждения реагировали бы на эти явления;

2) с одной стороны, наблюдается необходимость активизации работы по военно-патриотическому воспитанию, с другой – часто используются устаревшие методы и формы работы, не учитывающие современных условий.

Для снятия этих противоречий необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каким должен быть школьный комплекс военно-патриотического воспитания?
2. Какими должны быть формы, методы, педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективное военно-патриотическое воспитание?

Работа над этими вопросами - предмет деятельности ученых. Мы же в своей работе рассматриваем только один аспект решения данной проблемы. Мы даем возможность педагогам убедиться в том, что работу по военно-патриотическому воспитанию школьников можно эффективно проводить начиная с первого класса.

На основании анализа актуальности, выявленных противоречий и несоответствий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе педагогических возможностей применения сведений об армии от выпускника школы как средства развития интереса к службе у школьников.

Актуальность выявленной проблемы и ее социальная значимость определили тему исследования: “Общение с выпускником нашей школы, служащим в армии, как средство развития интереса к службе у школьников”.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать педагогические возможности общения с выпускником нашей школы, служащим в армии, как средства развития интереса к службе у школьников.

Объект исследования: развитие интереса к службе в армии у школьников.

Предмет исследования: общение с выпускником нашей школы, служащим в армии, как средство развития интереса к службе.

Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: познакомившись с выпускником нашей школы, ведя переписку, мы сможем узнать, чем и как живут сегодня солдаты Российской армии. Сведения, полученные при переписке, вызовут интерес к армии у школьников.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи исследования:

  1. Организовать общение с выпускником школы через переписку.
  2. Собрать информацию о выпускнике через общение с родителями выпускника, классного руководителя, куратора колледжа.
  3. Оформить результаты общения в виде буклета и слайд-презентации.
  4. Обосновать педагогические возможности общения с выпускником нашей школы, служащим в армии, как средства развития интереса к службе у школьников.

Как возникла идея исследования?

В начале декабря 2007 года к нам в класс зашел юноша. Это был выпускник нашей школы Брагин Виктор. Он зашёл сообщить классному руководителю, что идёт в армию. В его глазах были и тревога и уверенность, что у него всё получится. Мы спрашивали Витю, какой он представляет себе службу в армии. Виктор пообещал нам написать. Так возникла идея начать переписку с солдатом.

Этапы исследования:

1) составить вопросы анкеты, определить круг опрашиваемых людей, чтобы составить “портрет” Виктора Брагина;
2) взять интервью;
3) вести переписку с Виктором;
4) собирать и отправлять бандероли и посылки в армию;
5) оформить результаты работы.

Сроки проведения исследования:

Декабрь 2007 – июнь 2009 года

Участники проекта: ученики 1а, 2а, 3а, 4а, 7а классов.

Приложени 1

Практическая направленность исследования заключается в том, что в ходе реализации проекта возникла и осуществлялась двусторонняя связь. Ученики больше узнали о службе в армии. Собирая посылки, ребята спрашивали у своих пап, где и как они служили, что лучше выслать. В ответ Витя с благодарностью пишет: “ читал письмо, рассматривал фотографии, и душа радовалась, никогда не думал, что так приятно их получать” или “а за посылки даже не знаю, как вас отблагодарить. Огромное спасибо всем, кто собирал. Сладкого здесь не хватает. Спасибо не только от меня, но и солдат моей роты”.

Приложение 2

Литература

  1. Бирковский В.Г. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи.- М, 1973
  2. Керпельман Е.Л. О патриотическом воспитании молодёжи // Воспитание школьников.- 2002.- № 5, с.102-106
  3. Рожков с. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / Педагогический вестник.- 2003. - № 12. - с.7
  4. Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание // Воспитание школьников. – 2002.- № 3. – с.31-33
  5. Фурсенко А.О. О патриотическом воспитании школьников // Вестник образования – 2006 - № 8 – с.5