Информационные технологии при изучении башкирского языка

Разделы: Иностранные языки


Новые информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, и башкирский язык не является исключением.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое восприятие окружающей действительности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и култьурный уровень. И если сегодня говорят о необходимости гуманизации образования, то речь идет прежде всего о языковой культуре в самом широком смысле этого слова.

Языковая культура базируется на знании и сыновьем отношении к языку своей матери. В условиях Башкортостана необходимо знать два государственных языка; русский и башкирский. Без знания языка коренного населения Урала, исторического прошлого этого края, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течение тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. В концепции национального образования РБ так и сказано: “Социальная зрелость и национальное самочувствие общества во многом определяется уровнем развития национальных образовательных систем, воспитанием подрастающего поколения в духе самобытных культур, хорошим знанием родного и иностранного языков ..”

Формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть практическое владение языком является одним из главных задач обучения башкирскому языку. Использование компьютерных средств обучения и Интеренет – технологий позволяет более оперативно и более эффективно оешать эти задачи, конкретные способы использования возможностей Интернета в изучении башкирского языка следующие:

– переписка по электронной почте со сверстниками из других регионов или районов республики;

– участие в телекоммуникационных межрегиональных и республиканских проектах (повышение уровня владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных знаний), самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участвовать в конкурсах и олимпиадах);

– оперативная бесплатная публикация творческих работ учащихся.

– обучение на дистанционных курсах.

Новые информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, и башкирский язык не является исключением.Проектная методика, которая зарекомендовала себя как активная форма обучения, поможет привлечь внимание к проблемам башкирского языка, культуре, традициям народа. Участие в сетевых проектах поможет также окунуться целиком в башкирский язык, использовать аутентичную информацию учителфми и школьниками.

Метод проектов можно использовать при изучении многих тем курса башкирского языка. Особенно интересны проекты, которые будут организованы совместно с другими школами.

Для проведения практических и исследовательских работ, лекционных занятий по башкирскому языку считаем нужным создание электронных пособий для учащихся различных возрастных категорий и интеллектуальных уровней.

В изучении башкирского и других родных языков еще недостаточно используется мультимедийный потенциал новых информационных и телекоммуникационных технологий, хотя существует ряд исследований, показывающих высокую эффективность использования дидактических возможностей компьютерных технологий при изучении иностранного языка.. Для разработки обучающих электронных средств на башкирском языке необходимо учитывать как современные достижения в области разработки электронных обучающих электронных средств , так и неудачный опыт по созданию электронных учебников. Электронное учебное (обучающее) издание должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к традиционным изданиям, и должно быть усилено дидактическими возможностями компьютерных технологий.

Альтернативным традиционному подходу изучения башкирского языка является не попытка прямой пересадки содержания образования в головы учащихся, а предоставление обучаемому возможности информационных ресурсов, методической поддержки учителя в конструировании своих собственных образовательных продуктоя в виде разработок уроков, внеклассных мероприятий, подготовки к аттестации и т. п. Такой подход значительно повышает качество обучения. Трудность заключается в том, что на сегодняшний день нет методики осуществления совместной образовательной деятельности ученика и учителя с использованием компьютерных технологий при изучении башкирского языка.

При разумном сочетании традиционных методик и современных технологий, в том числе и ИКТ, можно достигнуть высоких результатов по воспитанию высообразованного и адаптированного к требованиям современного общества ученика.

Вместе с тем, необходимо исходить из того, что все это лишь орудие, средство для достижения целей. Если у учащихся не будет внутренней тяги и потребности изучать родной язык, если не создадим в обществе атмосферу целесообразности глубокого знания государственных языков, то никакие привлекательные учебники, их бумажные и электронные варианты не приведут к кардинальному улучшению в данном направлении.

Новые технологии, оборудования и технические средства стремительно ворвались в нашу жизнь, и перед учителями рродных языков встала задача использования современных информационных технологий в качестве своих помощников в работе. Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподования родных языков, вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению родными языками.

В настоящее время используется компьютеры в повседневной жизни для множества различных целей. Учителя могут использовать их для приготовления тестов, оформления упражнений, написания отчетов об учащихся, сохранения информации, общения при помощии электронной почты, использования компьютеной сети Интернет.

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс:

  • мотивирует изучение родного языка;
  • развивает у ученика критическое мышление;
  • заствляет ученика думать и анализировать;
  • требует активного участия ученика;
  • способствует прогрессу;
  • способствует повторению.

Использование компьютера в обучении родному языку является инструментом, который развивает у обучаемых навыки чтения, письма, а также позволяет значительно расширить словарный запас. Основные упражнения и методические приемы при работе с компьютером следующие:

  1. Вопросно-ответный диалог.
  2. Диалог с выборочным ответом.
  3. Диалог со свободно конструированным ответом.
  4. Упражнения на заполнение пропусков.
  5. Упражнения для самоконтроля владения словарем..

Применение компьютера значительно облегчает выполнение учителем таких обязательных функций, как презентация нового учебного материала, организация тренировки, моделирование ситуаций, контроль и оценка знаний учащихся. Это единственное техническое средство, которое может работать в режиме диалога с учеником.

Использование компьютеров открывает широкие возможности для развития принципиально нового вида самостоятельного обучения, которое в этих условиях становится управляемым, контролируемым и адаптированным особенностям обучаемого.

В современных условиях обязательным компонентом целей и содержания обучения родному языку в средней школе должна стать межкультурная коммуникация, что подразумевает знакомство с особенностями материальной и духовной культуры носителей изучаемого языка, знание их национальной психологии, традиций, обычаев и норм поведения, специфики языковой картины мира.

Это требует расширения культурологического контекста обучения, которое может быть достигнуто педагогически и методически целесообразного применения современных информационных технологий обучения, в частности, технологии гипермедиа.

Видео на уроках родного языка.

Часто говорят, что важность и целесообразность использования видео уступает только учителю – носителю языка. Для многих преподавателей родного языка в разных странах это действительно так.

Если в видео-урок включить не ттолько специальные учебные фильмы, но все, что может быть записано на видеопленку (фильмы художественные и документальные, телепрограммы, собственные записи) тогда можно иметь видеоматериал на любую тему.

Основные достоинства видео:

  1. Они позволяют слышать речь носителей языка и не носителей, но говорящих на этом языке.
  2. Они часто дают возможность говорить о характерах.
  3. Они показывают устную коммуникацию в действии, а также так называемый “язык тела”.
  4. Они позволяют использовать упражнения по просмотру видео.
  5. Они являются знакомым средством и вследствии этого учащиеся склонны расслабляться во время просмотра видеоматериала.
  6. Они помогают продемонстрировать те элементы культуры, которые сложно описать словами.
  7. Они могут быть использованы на любом уровне знаний языка.

Таким образом, использование компьютерных технологий поможет учителю поднять уровень владения родным языком учащихся до современных требований международных стандартов.