Внеклассное мероприятие "Земля, воспетая поэтом" (В историко–краеведческом музее)

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

Обучающая: обеспечение нужной и интересной информации о жизни и творчестве талантливого писателя, ввести в мир духовных ценностей, расширить знания о жизни выдающегося башкирского писателя Мустая Карима, расширение кругозора.

Развивающая: развитие способности к формированию выводов из прочитанного, к планированию своего высказывания.

Воспитательная: воспитать доброту, внимание, честность, любовь к своей республике и людям, живущим в ней; вырабатывать активную жизненную позицию.

Оборудование. Портрет писателя, газеты, посвященные Мустаю Кариму, выставка книг и портрет писателя, фонограммы, компьютер, проектор, экран.

Ход занятия

Презентация, посвященная жизни и творчеству Мустая Карима

Слайд 1. Приложение 1.

Педагог. Остановилось сердце народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Из жизни ушел не просто великий поэт и гражданин, ушел замечательный человек, ушла целая литературная эпоха.

Как поэт и гражданин Мустафа Сафич умел радоваться, сострадать, любить, надеяться, прощать. Об этом его стихи, близкие и понятные каждому. Стихи Мустая Карима – это искренние слова откровения, неиссякаемый родник добра, мудрости и благородства. Умер Мустай Карим 21 сентября 2005 года. Утрата невосполнима. Но звезда великого писателя никогда не потухнет на литературном небосклоне, память о нем будет вечно жить в сердцах людей. Его хорошо знают в каждом доме, многие любят его творчество.

Где я рос, где течет полноводная Дема,
Где кукушка кукует, где эхо в горах
Вторит гулу дубравы и грохоту грома –
Там, где рос я, где льется спокойная Дема.

Воспитанник. Недалеко от берегов красавицы Демы, у подножия большого холма, напоминающего грудь башкирского богатыря, раскинулось село Кляшево. Ничем особенным раньше не отличался этот аул от других деревень. Но сейчас его слава перешагнула границы не только Чишминского района, но и Башкортостана. Ведь Кляшево – родина народных поэтов Сайфи Кудашева и Мустая Карима.

Слайд 2. Приложение.

Человек не выбирает мать или Отчизну, он также не выбирает свое время и эпоху. Не от него зависит от какой матери и на кокой земле ему родиться. Но какой след оставляешь на земле, для чего живешь на этом свете – все это зависит от самой личности, определяется ее горением, неустанной работой ее ума и сердца.

Выдающийся поэт современности, писатель, философ Мустай Карим родился в грозовом и трагическом 1919 году. Весь жизненный и творческий путь Мустая Карима озарен одной большой любовью. Душа этой удивительной любви – Башкортостан.

Слайд 3. Приложение.

Воспитанник. Писательская биография Мустая Карима была необыкновенно насыщенной. В 1935 году 16-летнего стихотворца из деревни Кляшево отец привез в Уфу для поступления в вуз. А до этого он уже успел опубликовать в республиканской, детской и молодежной печати несколько стихотворений и коротких поэм. В своем роду будущий писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым учился читать и писать старший брат, окончивший после революции начальную школу. А до этого никто в большой семье не сумел даже подписываться. “Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу”, – писал М.Карим. – Эта тамга была вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на срубе, и на крупе коня, и на топорище”.

Слайд 4-5. Приложение.

Педагог. Первая ступень его жизнь – детство в большой дружной семьи, где каждый оставил после себя что-то особенное. Прочитав “Долгое-долгое детство” ощущаешь, как будто стоишь рядом со Старшей Матерью, спокойно и надежно, будто неведомы ей печаль и страдание, старание и смерть, только легкая улыбка на лице. Благодаря ей молва нарекла маленького Мустафу “Пупком”. Мать помогала ему понять назначение человека, передала частичку своей мудрой души. Она вводит его в мир. Посмотрит в глаза – вокруг все светлеет, погладит по голове – прогонит дурные мысли. Отец в дружной семье был смелым, мужественным, трудолюбивым, уважаемым. Дед поэта прожил долгую жизнь. Они помогали своим детям, успели построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Так и прошагал по жизни Мустай Карим – не кланяясь, не теряя достоинства, веря в человека.

Великая Отечественная война. В ее рядах – Мустафа Каримов.

Башкирия, я снова вдалеке
От звезд твоих, но не разлучен с ними.
Где б ни был, у меня на языке
Всегда твое единственное имя.

Слайд 6. Приложение.

Все вынесли люди в войну: тесноту и сырость землянок, смерть друзей и близких, холод и ранения. Дороги Великой Отечественной войны он прошел с автоматом в руках от начала до конца.

Я не случайный гость земли родной,
Я – сын ее, я – человеку брат.
Лишь отщепенец, раб – везде чужой…
Здесь все мое, и я душой богат
Не слезы я ронял на землю – пот,
Сгибая спину я ее пахал.
И каждый маленький зеленый всход
Я с горделивой радостью встречал.

Воспитанник. Когда началась война, М.Карим только что окончил литературный факультет БГПИ. Ушел на фронт. Был начальником связи, начальником штаба артиллерийского дивизиона. Тогда и в боевой обстановке, и когда лежал в госпитале с тяжелой раной, М.Карим писал стихи. Позже служил корреспондентом фронтовых газет и оставался на фронте до последних дней войны. Написал множество произведений для детей.

Слайд 7,8,9. Приложение.

Педагог. Поговорим о повести “Таганок”.

Беседа по вопросам:

– Понравилось ли вам произведение?

– О чем эта повесть? В какое время где происходит действия повести?

– Почему аул получил такое название?

– Какую красивую легенду рассказал автор в начале повести?

– Какую роль играет природа в повести?

– “Слава отца не переходит к сыну, даже и на один день. Слава – это не шапка”. Чьи эти слова? Почему Габдулла делает такой вывод?

– Часто ребята в поисках правильного пути обращаются к старым башкирским обычаям, вспоминают пословицы и поговорки:

– одно спасибо спасет от тысячи бед. Ребенок без отца, что конь без узды.

– Хорошее слово – пища для души. Батыр не бывает без ран.

– В каждом деле надо знать меру. Пусть крылья птицы будут спутниками моему письму.

– Страдания души гораздо страшнее страданий тела, ибо болезнь тела проходит, а угрызения совести и боль души остаются навсегда.

Педагог. Не правда ли, они полны поэзии и глубокого смысла. Как вы считаете?

Просмотр фрагментов видеофильмов о жизненном пути Мустая Карима.

– С какой целью смотрим фильм о народном поэте, писателе, драматурге Мустае Карима! (чтобы обогатить знания)

Педагог. Каждое произведение, каждая пьеса Мустая Карима воспринимаются нами как общечеловеческое и глубоко гуманное создание. Он и прозаик. Он и детский писатель. Свою работу в прозе начал с детских рассказов и повестей “Детство – говорил М.Карим, – я сравнивал бы с порой весенних теплых дождей. Чем дольше стоит солнечная весна, там щедрее расцветает земля!”

Говорят, что – это утро,
Свет зари, плывущей над тобой.
Сказочный, прозрачный, голубой.
Детство – ежечасное открытие,
Детство – неустанная мечта,
То шагнет вперед, как лев бесстрашный
То зайчонком – прыг из под куста!
Не сочтешь на небе звезд счастливых.
Я тебе, мальчонка, говорю:
Твой погожий вечер предвещает
Золотую добрую зарю!

Педагог. Ребята! Сегодня у нас в гостях герои книги Мустая Карима “Радость нашего дома”.

Сценка “Встреча”.

(На сцене – Ямиль, Оксана, мама, бабушка.)

Мама. Вот, Ямиль, знакомься, твоя сестра Оксана! Помоги ей раздеться. (Ямиль обнимает Оксану, снимает с нее пальто, пытается поднять.)

Бабушка. (Гладит Ямиля по голове). Не поднимай ее, Ямиль, ведь она такая же большая, как и ты.

Ямиль. Мама, пусть Оксана скажет мне что-нибудь.

Мама. Она замерзла, сын мой, пусть немного отогреется, тогда все скажет, ладно?

Ямиль. Ладно… (Ямиль показывает Оксане игрушки, но Оксана опускает голову и молчит.)

(Мама обнимает Оксану. Она смеется, разглядывает игрушки.)

Оксана. Какие красивые.

Ямиль. Что ты сказала, Оксана, что? (Оксана молчит.)

Мама. Ямиль! Твоя сестра жила в далеком городе. В том городе по-башкирски не говорят, поэтому Оксана не понимает тебя. Ты ее научишь, ладно?

Ямиль. Ладно. Мама, скажи Оксане, я ведь ее не обижаю, я ее никогда не обижу, а, мама…

Мама. (Плачет.) Дорогие гости, попьем чаю, самовар остывает. (Уходят.)

Воспитанник. Эта повесть о дружбе детей: башкира и украинки. Писатель бережно и проникновенно рассказывает о детской печали, невольно вызывает у читателей чувства сострадания и солидарности. Автор повествует о том, как живут люди в далеком башкирском ауле, мечтают о победе, трудятся, помогают друг другу, ждут вестей с фронта, оплакивают погибших, встречают победителей. Мы смотрим глазами детей.

Чистый детский голос рассказчика, удивительно доверчивая интонация и непосредственное обращение к читателю придают повести особую прелесть.

Педагог. Среди других книг о войне повесть “Радость нашего дома” занимает особое место. Она рассказывает о счастливом детстве. Это детство, спасенное человеческой добротой.

Сценка “Прощание”.

(Участвуют Ямиль, Оксана, мама, отец, бабушка, папа Оксаны.)

Мама. Вот и настало время, Ямиль, прощаться тебе с сестрой. Сегодня Оксана уезжает на Украину вместе со своим папой. Потом и мы все придем в гости к дяде Петру. Ладно, дочка?

Оксана. Ой, мама, только скорее приезжайте. Пусть Ямиль сейчас с нами пойдет. Поедешь, Ямиль?

Бабушка. Кто же останется дома, если вы вдвоем уедете? Ямиль приедет позже вместе с нами. (Подходит к Оксане.) Будь счастлива, живи честно, стань хорошим человеком, доченька! (Плачет.)

Ямиль. Не надо уезжать, сестричка моя!

Оксана. Мама сказала, что нужно ехать. А мой папа хороший, он и тебя любит, Ямиль. Ты приедешь с мамой к нам в гости, у нас там новый дом. (Оксана бросается к маме и крепко обнимает ее.)

Мама. Прощайтесь, дети.

Ямиль. (Взволнованно.) Оксана, сестричка моя, не уезжай!

Папа. Ямиль, не плачь, сынок, вы скоро встретитесь. Мы ведь живем на родной земле. (Уходят. Гудок паровоза.)

Мама. Улетела птичка моя перелетная в свое гнездо.

Отец. Не надо так говорить, Кюнбике. Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. Будем ездить друг другу в гости, а если надо, будем помогать детям. (Ямиль смотрит в голубое небо.)

Слайд 10. Приложение.

Вывод.

– Что вы можете рассказать о жизни и творчестве Мустая Карима?

– Какими человеческими качествами он обладал?

– Как увековечивается память Мустая Карима – гордости нашей республики?

Обобщение.

– Какой большой теме был посвящено занятие?

– Чему научились, познакомившись с жизнью и творчеством Мустая Карима?

– Каким трудом достигаются награды?

Сегодня наше занятие посвящено жизни и творчеству Мустая Карима, каждый извлек для себя много полезного. Мустай Карим писал о нравственном облике человека, о его духовной красоте, о высоте помыслов, о доброте.

Я надеюсь, что у вас появился интерес к творчеству Мустая Карима и уверена, что вы прочитаете еще не одну книгу стихов поэта, может это будут его повести и рассказы, наполненные светом, добром и любовью к людям.