Урок математики в 5-м классе по теме "Решение уравнений"

Разделы: Математика, Информатика


Цели:

  • образовательные – выявить насколько учащиеся умеют решать уравнения;
  • развивающие - развивать математический кругозор, мышление речь, внимание и память;
  • воспитательные - воспитать интерес к математике и её приложениям, культуру общения.

Тип урока:

  • комбинированный,
  • с использованием ресурсов “КМ – школы”.

Оборудование урока:

  • плакаты,
  • рисунки,
  • схемы,
  • карточки с заданиями,
  • портативные компьютеры.

Ход урока

I. Организационный этап (объявление темы, целей урока).

II. Этап объяснения условий игры.

Правило игры “Учитель - класс” (разъясняется с помощью плаката); оцениваются правильные ответы на вопросы и задания учителя по схеме:

    Правильный ответ ученика – “+” 1 балл классу.

    Неправильный ответ ученика – “+” 1 балл учителю.

    Подсказка – “ - ” 1 балл классу.

    Выигрывает класс в 10 баллов – все ученики получают карточки.

    При меньшей разнице – класс карточек не получает.

В процессе урока эти баллы вносятся в заранее заготовленную таблицу.

III. Этап актуализации знаний и умений.

1. Разминка.

Все учащиеся класса делятся на две группы. Учащиеся I группы на карточках выполняют тест “Помнишь ли ты таблицу умножения? ”, учащиеся II группы выполняют этот же тест при помощи портативных компьютеров ( слайд №1) (ставят знак “+” против правильного ответа на каждое задание).

Задания записаны на карточках и на I слайде монитора:

  1. 9 · 3
  2. 49 : 7
  3. 8 · 4
  4. 54 : 9
  5. 7 · 6
  6. 9 · 6
  7. 72 : 8
  8. 54 : 6
  9. 81 : 9

Карточка для ученика, в которую нужно вписать правильный ответ:

  27 32 42 9 54 6 7
1 +            
2             +
3   +          
4           +  
5     +        
6         +    
7       +      
8       +      
9       +      

После выполнения разминки учитель подводит итоги, внося в таблицу соответствующие баллы.

2. “Найди свою ошибку в решении примера”.

Во время выполнения данного задания учащиеся меняются группами, и теперь уже учащиеся I группы выполняют задание представленное на слайде №2. Аналогичное задание выполняют учащиеся II группы в рабочих тетрадях. Данное задание для учащихся II группы записано на доске.

Задание “Найди свою ошибку в решении примера”:

1) 34 – х = 17,     

х = 34 + 17 (-) ,

х = 51.

2) х – 18 = 25,     

х = 25 – 18 (+) ,

х = 7.

3) х + 14 = 41,     

х = 41 – 14,

х = 37. (27)

В скобках показано, как нужно исправить ошибку.

Во время проверки данного задания учитель переключает внимание учащихся с монитора на себя, на отвечающих.

После выполнения задания учитель подводит итоги, внося в таблицу соответствующие баллы.

3.Самостоятельная работа в группах.

Во время выполнения данного задания учащиеся меняются группами, и теперь уже учащиеся II группы выполняют задание представленное на слайде №3 “Тест с выбором ответа”. Учащиеся I группы в это время работают с плакатом “Собери кокосы”.

Задание “Тест с выбором ответа”:

1. Как найти неизвестное слагаемое?

  1. из уменьшаемого вычесть разность;
  2. из суммы вычесть известное слагаемое;
  3. не знаю.

2. Как найти неизвестное уменьшаемое?

  1. из разности вычесть вычитаемое;
  2. к разности прибавить вычитаемое;
  3. не знаю.

3. Упростите выражение: 4 + х + 18.

  1. 22 + х
  2. 23х
  3. 21 + х

4. Решите уравнение: х + 12 = 20.

  1. х = 32;
  2. х = 8;
  3. не знаю.

5. Решите уравнение: у – 84 = 122.

  1. не знаю;
  2. у = 206;
  3. у = 38.

6. Вычислите: 10 : 0

  1. 0;
  2. 10;
  3. нельзя.

7. У Коли 5 марок, что на а марок больше, чем у Толи. Сколько марок у Толи?

  1. 5 – а;
  2. 5 + а;
  3. а – 5.

8. Расстояние АВ = s (км), скорость автомобиля 60 км/ч. Найдите время движения.

  1. 60 : s;
  2. s : 60;
  3. 60 · s.

Задание “Собери кокосы”.

В “кокосах” на рисунке указаны номера заданных уравнений:

  1. х + 13 = 20;
  2. х + 12 = 27;
  3. 18 – х = 12;
  4. 21 – х = 17;
  5. 14 – х = 6;
  6. х – 8 = 2.

В “корзинках” записаны корни данных уравнений.

Задание: сопоставить номера заданных уравнений с числами (корнями уравнений), записанными на корзинках.

По окончании выполнения данного задания учащиеся осуществляют взаимопроверку.

Учитель подводит итоги, внося в таблицу соответствующие баллы.

Физминутка.

Упражнения выполняются сидя или стоя, с максимальной амплитудой движения глаз.

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6; затем влево вверх – вправо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

IV. Этап организации познавательной деятельности учащихся.

Устная фронтальная работа

Задания:

1. Прочитайте выражения:

  1. (4 + х) - 5;
  2. 17 (х – 4);
  3. 41 = (5 – х);
  4. 31 – (14 + х).

2. Укажите букву, под которой записано уравнение:

  1. 4 + 2 = 6;
  2. 4 + х;
  3. 4 – х = 2;
  4. 41 + (5 – х);
  5. 3х + 15;
  6. х – 34.

3. Дайте определение уравнения. Что значит решить уравнение?

4. Решите уравнение:

  1. х + 17 = 31;
  2. 25 – х = 13.

5. Назовите неизвестные компоненты в уравнении:

  1. (4 + х) – 5=3;
  2. (14 – х) + 8 = 13.

6. Угадайте корень уравнения х + х + х + 20 = 20.

7. Укажите, какое из заданных выражений является решением задачи: В первом мешке 20 кг яблок, что на х кг меньше, чем во втором. Сколько кг яблок в каждом мешке?

  1. 20 · х;
  2. 20 + х;
  3. 20 – х;
  4. 20 : х.

Полученные в результате выполнения заданий баллы вносятся в таблицу.

V. Практический этап.

Решение более сложных уравнений

(Упражнения приводятся по учебнику Н.Я. Виленкина и др. “Математика – 5”.)

1) №366 (б): 125 – х - 13 = 20 (решение комментирует один из учеников).

2) Два ученика самостоятельно решают у доски

№366 (а):

( х + 98) + 14 = 169 и (70 + у) - 15 = 31.

Остальные учащиеся решают данный номер в тетрадях.

3) Решение задачи на составление уравнения всем классом с комментированием с мест:

№ 368 (б): (х + 14) – 12 = 75.

Самостоятельная работа.

  1. Решить уравнение: 343 – х = 128.
  2. Решить уравнение: 40 – (х + 8) = 18.
  3. ( № 365) Составьте уравнение по рисунку.
  4. ( № 367 (г)) Решить уравнение: (у – 35) + 12 = 212.

Ответы к этим заданиям зашифрованы на координатном луче:

  1. Учащиеся, выполнившие первые четыре задания раньше других, приносят баллы классу и выполняют дополнительно №369 (а).

Самостоятельную работу проверяют учащиеся совместно с учителем, сверяя с правильным решением, записанным заранее на закрытой доске.

VI. Подведение итогов и комментирование домашнего задания.

Домашнее задание:

п.10 (выучить правила, ответить на вопросы в конце пункта) № 385 (а, в),

№ 387 (б), № 428 (б), № 429.

Учитель вместе с учащимися подводит итоги урока, подсчитывает количество набранных баллов, выставляет в журнал отметки за работу на уроке.