Цель: Научить сравнивать углы без их измерения.
Задачи:
- Повторить понятия угол и виды углов.
- Восстановить навыки построения углов.
- Научить сравнивать углы без их измерения различными способами: “на глаз”, путем наложения (с помощью бумажных моделей).
Оборудование:
- Компьютер с проектором, презентация (Приложение 1);
- Конверт № 1 (рисунок на новогоднюю тему (Рисунок 1)) по одному на парту; геометрические фигуры из самоклеющейся флуоресцентной Бумаги для “строительства” дома для Деда Мороза по одной на каждого ребенка (Приложение 2);
- Ватман для строительства дома; конверт № 2 (3 острых угла красного цвета, 3 тупых угла зеленого цвета, 2 прямых угла синего цвета) на каждого ребенка (Приложение 3);
- Конверт № 3 (набор углов, желательно из прозрачной слюды) по одному на группу (Приложение 4).
- Примечание для учителя.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4
Ход урока
1. Организационный момент
(Каждый учитель проводит на свое усмотрение.)
Учитель
: Сегодня нашими помощниками будут (Приложение 1, слайд 1):- ваши глазки,
- ваши улыбки,
- ваше хорошее новогоднее настроение,
- ваша сообразительность,
- ручка,
- тетрадь,
- линейка,
- карандаш,
- ластик.
Тема нашего урока: Как сравнить углы (Слайд 2).
2. Разминка. (Слайд 3)
Учитель
: Во время разминки я буду строителем, а вы архитекторами. Я надеюсь, вы все знаете кто такие архитекторы? Это люди, которые создают дома. Дед Мороз прислал заказ: построить ему дом (достается картинка из конверта и одновременно демонстрация Слайда 3).<Рис. 1>
Для этого вы должны определить, из каких геометрических фигур мы будем строить дом, и помочь мне найти эти фигуры. Фигуры лежат на ваших партах (Приложение 3). Начнем строительство (во время строительства ученики находят, у кого нужная фигура на столе, подходят со своей фигурой к учителю, и они вместе крепят ее на ватмане – строят дом).
Сначала строим стены дома. У кого эта фигура, выходит и помогает мне в строительстве. Какая это фигура?(Прямоугольник)
Следующая крыша дома…У кого эта фигура? (Треугольник)
Дальше строим окно… (квадрат)
Крыльцо… (прямоугольник)
Возле дома растет елка… (треугольники)
На елке висят шишки… (овалы)
И новогодние шары… (круги)
Мы построили с вами дом для Деда Мороза.
Но у меня есть еще один рисунок. (Слайд 4).
<Рис. 2>
Посмотрите внимательно и скажите, какая геометрическая фигура нам не встречалась на прошлом рисунке? С этой фигурой вы знакомы. Вспомните, как она называется? (угол)
3. Сказка. (Слайд 5, 6)
Учитель (или заранее подготовленный сказочник из детей)
. А сейчас послушайте сказку.Жил-был мальчик Кай в сказке “Снежная Королева”. Однажды Снежная Королева заморозила сердце Кая, и заставила его сложить снежинку из разных углов. Кай не умел сравнивать углы, и поэтому снежинка у него не получалась. Углы у Кая были разные. Их мы начертим с вами в тетради (учитель чертит на доске углы по образцу: острый, прямой и тупой, ученики выполняют эту работу в тетради) Углы были такие:
<Рис. 3>
Но Кая разыскала Герда и помогла ему собрать снежинку из углов, и сердце Кая растаяло.
Учитель: Какие бывают углы? (Острые, тупые, прямые.)
– Почему Кай не мог сложить фигуру снежинки? (Он не умел сравнивать углы.)
4. Разминка. (Слады 7–12)
Учитель. У меня есть еще одно важное задание от Деда Мороза. Чтобы он смог проехать по лесным дорогам нужно помочь сравнить углы, чтобы на крутых поворотах сбрасывать скорость, а на не сильно крутых, тупых углах проехать быстро и успеть к вам с подарками.
Определите, какой угол больше, а какой меньше?
<Рис. 4>
Учитель. На каких картинках было сложнее сравнивать углы: на первых или на последних?
– Как мы сравнивали углы? (На глаз.)
Такой способ сравнения называется “на глаз”.
Физминутка
По утрам снеговичок, (ходьба на месте)
Очень кругленький бочок, (наклоны вправо-влево)
Вместе с солнышком встает, (потягиваются)
Моет глазки, щечки трет. (трут щечки)
Подметает чисто хатку (наклонившись вперед, машут руками вправо, влево)
И выходит на зарядку. (ходьба на месте)
Глазки-угольки, а нос –морковка (показывают на глаза и нос)
Прыгает он очень ловко. (прыжки на месте)
5. Закрепление изученного.
1) Задание 1. (Слайд 13). Определите на “глаз” самый большой и самый маленький угол.
<Рис. 5>
Задание 2. (Слайд 14). На каком рисунке показано расположение углов, позволяющее сравнить их по величине? (На правом)
<Рис. 6>
Такой способ сравнения называется наложение.
2) Работа в тетради.
Учитель. Перечертите этот рисунок в свою тетрадь. Сначала построим луч. Из начала этого луча построим еще один луч. У нас получился угол. Обозначим его. Пусть это будет меньший угол. Из вершины этого угла построим еще один луч. У нас получился еще один угол, который больше первого. Обозначим его.
– Как нужно расположить углы, чтобы их можно было сравнить способом “наложения”? (наложить друг на друга таким способом, чтобы совпадала их одна сторона и вершина угла).
3) Достаньте из конверта №2 два угла разных по цвету, и сравните их способом “наложения”.
6. Работа в группах. (Слайд 15)
Учитель. А сейчас вам предстоит разгадать головоломку Кая.
Разделитесь по группам по 2- 4 человека. Достаньте из конверта № 3 углы. Используя различные способы сравнения углов: наложение или “на глаз”, выберите 6 больших одинаковых и 6 маленьких одинаковых углов и сложите снежинку как на картинке. (Дети выполняют задание.)
<Рис. 7>
7. Итог урока.
Учитель. Чему вы научились на уроке? (Сравнивать углы.)
– Что было легко выполнять, а что трудно?
– Какие задания понравились?