Урок окружающего мира с использованием информационных технологий

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
  • Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
  • Познакомить с растительным и животным миром.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с книгой.
  • Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • Карта природных зон.
  • Магнитофон, кассета с записью голосов птиц.
  • Проектор, компьютер, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с природными зонами. Но мы не можем отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия (работа в группах: "Ботаники" и "Зоологи")

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: - По каким природным зонам путешествовали на предыдущих уроках?

- Сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы изучили природную зону тундры.

Итак,

  • I группа должна вспомнить и охарактеризовать климатические условия тундры.
  • II группа - расскажет кратко о растительном мире (выберет то, что относится к этой зоне)
  • III группа - расскажет о животном мире. Приступаем.

4. Сообщение групп.

Миниитог:

Учитель: - В предыдущей экспедиции вы хорошо поработали, изучили природную зону тундры, составили представление об этой зоне.

Новая тема.

Запись "Голоса птиц" (в это время учитель читает стихотворение)

- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!

Учитель: - В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, по какой природной зоне продолжит работу наша экспедиция?

Ученики: - По природной зоне "Леса".

Учитель: - Почему?

Ученики: - В стихотворении говорится о лесе, значит, мы продолжим своё путешествие по лесной зоне.

Учитель: - Почему автор говорит дважды: "Здравствуй, лес, дремучий лес?" что значит "дремучий"?

Ученики: - Тёмный, страшный, как в сказке.

Учитель: - Но не все леса тёмные. Есть леса, в которых светло и весело.

Учитель: - Мы должны сегодня поговорить о том, почему одни леса тёмные, а другие светлые.

Посмотрите на карту, что можете рассказать об этой зоне? (Ответы учеников)

Учитель: - Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция.

Учитель: - Итак, лес делится на 3 части. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это?

Ученики: - Это лесотундра.

Учитель: - Какую роль выполняет лесотундра?

Ученики: - Это плавный переход к другой природной зоне.

Учитель: - По карте видно, что к югу тундры природные условия становятся мягче и появляются карликовые деревья. Вы уже знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим меньше. Как вы думаете, а какие деревья будут расти в тайге? В этом нам поможет разобраться I группа "Ботаников" (работа по учебнику стр. 98 - 99)

Что растёт в смешанных и широколиственных лесах, выяснит II группа "Ботаников" (стр. 103)

А "Зоологи" изучат, кто живёт в лесной зоне. (стр. 100 - 102)

(у каждой группы карточки-помощники)

5. Сообщение групп.

I группа:

1 ученик: - Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть-тайга, ещё есть смешанные леса и ещё одна часть - широколиственные леса.

2 ученик: - Тайга это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

3 ученик: -

- Ель - всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

4 ученик:

- Сосна - хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

5 ученик:

- Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

6 ученик:

- Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки, из которых получают кедровое масло.

Учитель: - Спасибо, уважаемые "Ботаники". Слово предоставляется вашим коллегам, изучающим смешанные и широколиственные леса.

II группа:

1 ученик: - К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

2 ученик:

- Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами.

3 ученик: - Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

4 ученик:

- Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.

5 ученик:

- Клён бывает остролистый (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трёх-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клёна крылатые.

Учитель: - Спасибо вам за проделанную работу. "Ботаники" познакомили нас с растительным миром лесной полосы. Теперь мы имеем представление о некоторых растениях. А сейчас заслушаем "Зоологов".

III группа:

1 ученик:

- Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные ложаться в спячку, другие делают на зиму запасы.

2 ученик:

- Кедровка - таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

3 ученик:

- Белка - летяга родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

4 ученик:

- Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

5 ученик:

- Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

6 ученик:

- Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

7 ученик:

- Заяц - беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Учитель: - Спасибо, "Зоологи". Вы хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнём.

6. Физминутка.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
- Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем - крылья сложили назад.

7. Закрепление.

Учитель: - О животном мире леса можно говорить бесконечно. Здесь много птиц, разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых, жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес. Какой же лес без гомона птиц? Запись "Голоса птиц".

- Чьи голоса вы узнали?

Мини-итог.

- Итак, мы выяснили, что природные условия лесной полосы намного мягче, чем в тундре. Зима здесь тоже холодная, но лето жаркое и длится 3 месяца, поэтому успевает всё прогреваться, поэтому здесь разнообразный растительный и животный мир. Вы уже знаете, что между растительным и животным миром существует тесная взаимосвязь. Сейчас ваша задача составить цепи питания, характерные для леса.

(у каждой группы карточки, иллюстрирующие компоненты цепи питания)

Проверка

8. Работа в тетрадях. (Самостоятельная работа).

9. Итог урока.

Учитель: - Итак, по какой природной зоне мы сегодня путешествовали?

- Где расположена зона лесов?

- Каковы особенности растительного мира?

- Что можно сказать о животном мире?

Оценивание работы руководителей групп. А они в свою очередь оценят своих коллег и на листочках выставят оценки.

10. Домашнее задание.