Когда дошкольник становится школьником

Разделы: Начальная школа


Когда 1 сентября малыши переступают порог школы, мы торжественно объявляем ему, что теперь они - школьники. Хотя правильнее было бы сказать, что здесь и теперь они научатся быть школьниками. И это не только умение слушать и слышать, запоминать и неподвижно сидеть время урока и другие школьные навыки, но и умение радоваться успехам своим и своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и помогать в беде другому. И одно без другого невозможно.

Принимая детей в 1 класс лучше всего в течение месяца внимательно присмотреться к ним и одновременно с этим определить основные направления развития этих детей. Результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого ребёнка. К сожалению, в России нет обязательного дошкольного образования. Поэтому ребёнок приходя в 1 класс в критическом возрасте (термин Л.С. Выгодского) получает ещё и смену абсолютно всего: коллектива, взрослого-опекуна, помещение, другой режим дня и не получает при этом никакой компенсации. Целью занятий до школы является совершенствование моторного развития детей (тонкой ручной моторики и артикуляционной); активизация процессов внимания, мышления; создание школьного коллектива-класса; налаживание взаимоотношений внутри коллектива. Начинаться эти занятия должны с доброжелательной обстановки взаимопонимания, сопереживания, управления взрослым процессом роста и взросления детей.

Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его считать, писать и читать. Но это чаще вредит будущему процессу обучения. Ведь переучивать всегда сложнее. Большее значение имеет запас знаний, которые ребёнок приобрёл за первые 6-7 лет своей жизни. В процессе приобретения этих знаний и зарождается необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Гораздо важнее чтобы ребёнок был готов к школе психологически. Ведь учение это напряжённый труд. Он требует умственных усилий, напряжённой воли, внимания. Но, к сожалению, нередко от взрослых людей ребёнок слышит замечания, которые могут не только негативно настроить его к школе, но и даже напугать". Вот пойдёшь в школу, кончатся твои игры". Конечно, такой настрой никак нельзя назвать положительным. А если это накладывается на дефицит материнского тепла и эмоционального контакта, то у ребёнка формируется чувство незащищённости и повышенной ранимости, эмоциональной и личностной зависимости, что тормозит развитие и проявление интеллектуальных способностей и препятствует формированию психической выносливости.

Каждый этап в жизни человека по-своему уникален, каждый имеет свои первоочередные проблемы. В этом смысле значимость возрастного периода от 6 до 9 лет трудно переоценить. Происходящее с ребёнком в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Начало школьного пути может заложить либо негатив, либо позитив всего дальнейшего обучения. Ребёнок ещё не может распознать всю гамму человеческих чувств. Ему нужны простые, явные поведенческие доказательства любви. Не получая этого все свои промахи ребёнок принимает как нелюбовь к нему и теряет ощущение собственной ценности. В этом возрасте у ребёнка складываются простые, но уже обобщённые, специфические для данного человека устойчивые психические механизмы. Если не учитывать эмоциональную окраску данного периода, то это может привести к негативным последствиям: повышению тревожности, появлению депрессивных состояний и даже появлению симптомов невротического характера. Психология ребёнка поступающего в школу далеко не однозначна, поэтому нужно учитывать все сложности и многообразие факторов влияющих на ребёнка в этот период.

На научном языке это называется концентрацией внимания на психолого-педагогических проблемах раннего детства. Очень динамично-меняющаяся окружающая ребёнка действительность является объективной предпосылкой для проявления у современных детей нового образа мыслей, привычек, интересов. Акселерация захватывает умственное развитие порой больше физического. И дети, легко управляющие компьютером, совершенно беспомощны в бытовом плане. На этом этапе ребёнок активно проводит сопоставление внутреннего и внешнего мира. Иногда это выражается в манерничанье, кривлянии, капризах. Определяющее место в жизни дошкольника принадлежит эмоциям. Представления о себе, о друзьях и.д. строятся на основе оценок взрослого. Поэтому надо помнить, что негативные проявления во взрослой среде очень болезненно отражаются на детях. Нередки случаи, когда мы, взрослые, осознаём, что недостаточно хорошо знаем современных детей. Порой их поведение для нас неожиданно и мы не можем объяснить их действия и суждения. Не понимая ребёнка, мы предъявляем к нему требования не соответствующие его силам и возможностям, что ведёт к серьёзным упущениям в воспитании и развитии ребёнка. Задача педагога, прежде всего, построить педагогический процесс таким образом, чтобы ребёнок развивался в полной мере и без негативных последствий на всех этапах обучения. Большую помощь может в этом оказать психолог. На основе психологических наблюдений важно воспитать у ребёнка отношение к каждому человеку, как к ценности: и к себе, и к окружающим. Это и основа чувства собственного достоинства, и основа понимания другого, как ценности, и основа дружелюбия, жизнелюбия. Для этого начало педагогического процесса надо строить так, чтобы ребёнок чувствовал себя значимой частью этого процесса, получал яркие положительные эмоции, связанные с учением. Нужно культивировать в нём веру в себя, в свои силы, в свою неповторимость и ценность как части целого коллектива. Это особенно важно в начале обучения, когда каждое слово у ребёнка ассоциируется со вкусом и запахом, с положительной и отрицательной эмоцией. При этом надо помнить, что школьник видит свой интерес в учебной задаче, а у дошкольника взрослый "встраивается" в проблемную ситуацию.

В начальной школе дети учатся деятельности - разумной, целенаправленной и нужной детям. Но нельзя воспринимать термин "ведущая деятельность" как "единственная" и забывать об эмоциональном общении. Именно оно помогает сделать результат положительным и ежедневным.

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Этот навык закладывает в будущем участие в любых формах групповой работе, требующих умения отвечать на вопросы сверстников, спрашивать, обосновывать свою позицию, доброжелательно относиться к товарищу. Кроме того, психологический комфорт в коллективе даёт возможность развития личности. При создании его надо помнить, что младший школьник способен в разных ситуациях выдвигать на первый план разные "объекты". При этом всё остальное затеняется, "аккомпанирует " главной фигуре. Поэтому при работе с дошкольниками важна первая стадия обучения - погружение, творческое манипулирование, экспериментирование (термин Н. Н. Подъякова) с предметом работы. При подборе материала надо помнить, что для дошкольника сюжет занятия очень важен. Всё остальное лишь дополнение к нему.

Учитывая всё вышесказанное, я провожу с дошкольниками ряд занятий, которые можно объединить под названием "Мир на ладошке". Эти занятия помогают собрать материал для психологического анализа. В дальнейшем он может использоваться на занятиях и для оформления класса. И тогда придя в класс, дети не будут чувствовать себя совсем уж в чужом помещении, что помогает создать дополнительный эмоциональный комфорт. Занятия строятся таким образом, чтобы каждый из этапов можно было подстроить под конкретных детей. При низкой подготовленности детей возможно исключение некоторых этапов занятия с целью сокращения времени проведения.

Занятие 1

Оборудование: доска расчерчена по плану класса с выделением цветом рядов парт, ряды парт обозначены цветной бумагой, листки с фамилиями детей.

У: здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть в нашем классе. Меня зовут (имя, отчество). А теперь я прошу вас по очереди назвать своё имя и фамилию.

Д: называют себя, а учитель раскладывает подписанные листки.

У: все вы сегодня замечательно выглядите. И чтобы запомнить этот день, я предлагаю вам нарисовать самих себя. Сделаете вы это с моей помощью. Пододвиньте к себе листки бумаги, которые лежат на парте и обведите на них карандашом свою ладошку.

Д: работа детей.

У: расположите листок так, чтобы пальчики на рисунке были направлены вверх.

(при необходимости учитель может оказать помощь детям). А теперь дорисуем каждую ладошку до своего портрета. Вот как это сделала я. <Рисунок1> . Нарисуйте какого цвета у вас волосы, глаза, есть ли бантики.

Рис. 1

Д: выполняют работу.

Физкультминутка. У: вы немного устали, поэтому давайте вместе с весёлым стихотворением выполним несложные движения.

Мы весёлые ребятки-дети встают.
Поиграем с вами в прятки - закрывают лицо руками.
Дружно сели - садятся.
Дружно встали - встают.
Головами покивали - кивки головой.

У: все ваши рисунки замечательные. Наша доска сегодня похожа на наш класс. Посмотрите, пожалуйста. И ваши рисунки я размещу на ней так, как вы сидите в классе. А теперь поиграем в игру " День и ночь". Вы закроете глаза, а когда откроете их, то тот, кто отсутствует в классе нарисованном, должен встать. Итак:

Тихо глазки закрываем,

Сном волшебным засыпаем. (игра проводится несколько раз)

У: помогли нам нарисовать наш класс наши пальчики. И для них у нас тоже есть гимнастика. Я буду читать, а вы покажите, как это представляете.

Пальцев дружный наш отряд
Дружно выстроился в ряд.
Все из нашего полка,
Помощь пальцев велика!

Назовите этих помощников по порядку.

Д: называют пальцы по порядку.

У: угадайте, про какой из них я сейчас расскажу:

Палец очень удивлялся,
Что он главным оказался.
Знаем очень хорошо:
Называется - большой (договаривают дети)

Он и правда очень большой и очень нам помогает. Как мы показываем, что нам хорошо, что понравилось?

Д: показывают.

У: вот с таким настроением мы и закончим сегодня занятие. До свидания.

План класса рекомендуется перенести на большой лист бумаги и прикрепить в классном уголке.

Занятие 2

Оборудование: подписанные листки бумаги, цветные карандаши, ножницы, лист ватмана с нарисованным стволом дерева. В занятии используется технология Т. Клюевой "Дружные ручки", запись голосов птиц.

У: я рада всех видеть сегодня, здравствуйте! Сегодня мы опять будем работать с нашими пальчиками. А вы не забыли их имена? Назовите их.

Д: дети называют пальчики.

У: начнём мы с нашего знакомого задания. На листке бумаги обведём ладошку, а затем закрасим её любым цветным карандашом.

Д: выполнение задания.

У: сегодня у нас на столах лежат ножницы. Умеете ли вы ими пользоваться? Давайте вместе вспомним, что можно, а чего нельзя делать.

Д: дети называют правила работы с ножницами (при помощи учителя).

У: а теперь вырежем наш рисунок (кто не может тщательно - вырезает только крупный контур). Внимательно посмотрите на то, что получилось. На что похоже?

Д: дети перечисляют (останавливаемся на листьях деревьев)

У: какие деревья вы знаете? Что они дают?

Д: ответы детей.

У: а каким деревом хотели бы стать вы? А теперь мы отправимся в волшебный лес, где деревьями будем мы сами, наши руки - ветками, ладошки - листочками.

Физкультминутка здравствуй, здравствуй, чудо-лес,

Полный сказок и чудес.
Что в глуши твоей таится?
Скачет зверь, летает птица?
Всё открой, не утаи!
Ты же видишь, мы - свои.

У: расскажите, кто из вас какое дерево.

Д: ответы детей.

У: а теперь в нашем лесу подул ветер, закачались ветки, пришла осень, и деревья стали засыпать. (дети закрывают глаза, расслабляют кисти рук) наступила весна, прилетели птицы (запись голосов птиц), деревья просыпаются, (дети открывают глаза), расправляют ветки (потягиваются) и встречают солнышко (покачивают руками)

У: а у меня дерево без листочков нарисовано<Рисунок 2>. И это потому, что ждёт оно ваши листочки. С вашего разрешения я прикреплю их на дерево, и мы назовём его деревом нашего класса. (учитель прикрепляет листья). Все увидели свои листки? Покажите их. Какой из ваших пальчиков помог вам показать?

Рис. 2

Д: ответы детей.

У: этот пальчик так и назвали - указательный.

Покажите пальцем мишку,
Книжку, шишку и орех.
Этот палец - указательный,
Всё покажет лучше всех!

На сегодня наше занятие закончено. Спасибо что вы были внимательными и так хорошо отвечали на все вопросы.

Занятие 3

Оборудование: большой нарисованный аквариум водорослями, камнями, замком и лучом света), подписанные листки на столах, цветные карандаши, ножницы, рисунок рыбки.

У: здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы поговорим о наших домашних питомцах. Кого мы так называем? Какие домашние любимцы есть у вас?

Д: ответы детей.

У: поговорим сегодня о рыбках. Каких рыбок вы знаете? В чём их главное отличие от остальных домашних животных?

Д: рыбы дышат жабрами и не издают ни звука.

У: значит, они очень сильно отличаются от нас. Но, несмотря на это, мы их любим и понимаем. Давайте сегодня попробуем нарисовать рыбку. Возьмите листок бумаги и обведите свою ладошку. Теперь дорисуем её до рыбки так, как это сделала я. <Рисунок 3>. А раскрасите вы её так, как хочется. Затем мы вырежем рисунок, как делали на прошлом занятии.

Рис. 3

Д: работа детей.

У: покажите, пожалуйста, что у вас получилось. А теперь я прочитаю стихотворение, а вы с помощью рыбки попробуете его изобразить.

Рыбки плавают, ныряют
В чистой светленькой воде.
Рыбки весело резвятся,
Зарываются в песке.

Но рыбки живут в воде не одни. Покажем жителей морских глубин с помощью игры " Море волнуется" (при необходимости объяснить правила игры)

Физкультминутка:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри.

А что если бы наша рыбка была золотой. Что бы вы у неё попросили?

Д: дети рассказывают о своих желаниях.

У: в сказках обычно бывает три желания. А мы познакомились только с двумя пальчиками. Давайте поговорим о третьем.

Этот пальчик выгнул спинку (продемонстрировать)

Вот как гнётся хорошо.
Очень этот пальчик длинный
Только всё же не большой.
Как мы его называем? А почему?

Д: средний. Потому что находится посередине.

У: а завершим мы наше занятие тем, что разместим рыбок в нашем аквариуме. (выполняют дети при помощи учителя) До свидания.

(Аквариум можно разместить на стене. Внимание стоит обратить на расположение ребёнком своей рыбки и её окраску)

 Занятие 4.

Оборудование: плакат с нарисованным солнцем без лучей, листки с фамилиями детей, цветные карандаши, ножницы.

У: здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Скажите, а без чего не может радоваться, да и просто жить ни одно живое существо на Земле?

Д: перечисляют варианты, желательно обосновывая.

У:

Утром солнышко встаёт,
Всех друзей к себе зовёт: -
Приходите поскорее,
Я вас лучиком согрею!

Конечно же, это наше солнышко. Что оно нам даёт?

Д: тепло, свет.

У: но, к сожалению, солнышко иногда прячется за тучку. Чтобы у нас в классе всегда было тепло и светло мы создадим наше классное солнышко. Обведите ладошку, закрасьте и вырежьте. Это лучики нашего солнышка. А я приготовила круг. Это серединка нашего солнышка. <Рисунок 4>. Прикрепим ладошки, как лучики. <Рисунок 5>

Рис. 4

Рис. 5

Физкультминутка: (проводится в виде релаксации)

Солнышко обогревает всю нашу землю. Оно любит всё живое. Давайте попробуем создать в себе маленькое солнышко. Закройте глаза и представьте внутри себя маленькое, теплое, светлое пятнышко. Сначала мысленно приласкайте его, как котенка, погладьте. А теперь согрейте его лучиком добра. Ваше пятнышко подросло. А теперь искупайте в нежности, заботе, радости. Пятнышко ещё подросло и стало ярче, теплее. Добавьте ему радости, здоровья, понимания, сопереживания. И вот ваша звёздочка стала большой, как солнце. От неё тепло всем, кто рядом с вами. Это тепло особенное. Чем больше вы его отдаёте тем, кто в этом нуждается, тем больше его становиться у вас. Откройте глаза. Теперь в каждом из вас живет такое же солнышко, как у нас в классе, но его вы унесёте с собой.

А теперь вспомним наш разговор о пальчиках. Мы поговорили почти обо всех. Забыли только про два. Помните ли вы, как их зовут?

Д: ответы детей.

У:

Безымянный и мизинец
Очень сильно подружились.
Безымянный спину гнёт,
А мизинец лишь кивнёт.

Попробуйте это сделать, ребята.

Ну, а теперь послушайте сказку и покажите, про какой из пальчиков я буду говорить.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак!

- Здорово, Васька-указка, Мишка-серёдка, Гришка-сиротка, да крошка-Тимошка!

Конечно, это сказка про наши пальчики. Теперь мы очень хорошо их знаем.

А ещё сегодня мы унесём с собой сотворённое в нас солнышко. А классное солнышко останется здесь и будет ждать вашего возвращения 1 сентября. До скорой встречи!