Урок развития речи с элементами интеграции на тему "Человек и природа" в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Цели: научить детей видеть, чувствовать, понимать и любить природу своего края, выражать словами своё отношение к ней. Учить работать со словом. Подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему: “Зима в краю родном”.

Оборудование: фотоиллюстрации, рисунки учащихся, портреты писателей, магнитофон, отрывки из текстов.

Ход урока

– Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она даёт нам всё: одежду, пищу, жильё.… И нечего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

– Перед вами рисунки, которые выполнены вами в 4 классе. На них природа нашего края такая, какой вы её видели тогда. Эти рисунки наивны, но очень искренни.<Приложение 1>

– Давайте посмотрим, что вы рисовали. (Природу нашего края.)

– А здесь картины известных ямальских художников: Михаила Конева, Василия Бойчука и Василия Самбурова.<Приложение 2>

– Рассмотрим эти картины. Что мы видим на них? (Зимний лес, северное сияние, закат, первый снег.)

– По этим картинам можно сказать, что живописцы очень наблюдательны, любят свой край, ценят его неброскую красоту, состояние покоя в короткие зимние дни со светящим сквозь кружево инея скупым и нежарким солнцем. В них мы видим и чувствуем преданную любовь к родному краю, к его одухотворённой природе.

– А сейчас послушаем один из фрагментов музыки ямальского композитора Семёна Няруй, который называется “Северная сюита”, и попытаемся словесно нарисовать картину, изображённую композитором с помощью волшебных звуков.

Звучит музыка.

– Что вы представили, слушая эту музыку?

– Какие образы возникли перед вами? (Вьюга, метель, пурга, позёмка.)

– Давайте запишем эти слова в тетради.

– Как можно по-другому их назвать?

Вьюга – снежная буря.

Метель – сильный ветер со снегом.

Позёмка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

– Вьюга, метель, пурга, позёмка – к какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное.)

– Давайте к этим именам существительным подберём подходящие глаголы. (Поднялась вьюга, воет вьюга, метёт метель, поднялась, закружилась позёмка.)

– Каким чувством наполнена эта музыка? (Тревогой, силой, ожиданием.)

Повторное слушание музыки.

– Закроешь глаза и увидишь зимнюю миниатюру: подул ветерок, и появилась позёмка. Она змейкой побежала по земле. Снег кружится, поднимается. Ветер подул сильнее, и теперь появилась уже не метель, а вьюга.

– С помощью кисти и красок художник помогает нам увидеть бескрайние снежные просторы, красоту северного сияния. Композитор делает это при помощи звуков. А вот поэту помогают слова, чтобы описать природу и признаться в любви к своей малой родине:

Люблю тебя, седой Ямал!
Ты путеводною звездою
Дорогу в жизни озарял
И был всегда со мною.

Ты – край снегов, зимы суровой.
Ты – край полярного сиянья,
Благополучия основа,
России нашей достоянье!

Седой Ямал, в моей судьбе
Ты принял яркое участье.
Спасибо хочется тебе
Сказать за все минуты счастья.

Ты – край, что нас объединил,
Сплотил и сделал всех сильнее.
Ты – край, который научил
Душой быть чище и светлее.

Люблю тебя, седой Ямал!
Люблю за красоту природы.
Всегда ты будешь восхищать
Своим простором и свободой!

– За что автор любит Ямал? (За простор и свободу, за красоту природы.)

– Природа нашего края сурова, но в то же время она прекрасна своей холодной красотой. Многие поэты в своих стихах восхищаются ей, признаются в любви, подбирая такие прекрасные слова.

– Давайте всмотримся в строчки о природе нашего края, и вдумаемся в слова.

– А начнём мы со слов Н. Коваль:

Вот и зима в ворота к нам стучится.
Сначала засылает холода,
Потом метелью белой закружится,
Поля засыплет снегом, города.

Ковром пушистым ляжет на дороги,
Овраги, речки, тихие леса,
И станет все как в сказке, словно боги
Нам сотворили эти чудеса.

– Что помогает нам увидеть картину прихода зимы, почувствовать весёлое и радостное настроение? (Слова.)

– Обратите внимание на глаголы (необычные, непривычные для данных предметов действия описывают они): зима стучится, засылает холода, кружиться метелью. Поэт одушевляет её.

– Назовите прилагательные, встречающиеся в этом произведении, (ковры – пушистые, леса – тихие).

– А вот строчки о Ямале ещё одного поэта Н. Березан:

В снегах Ямала – вой метелей
И в снежных шапках – все дома,
Зелёный взгляд мохнатых елей,
И девять месяцев – зима.

Там вечный снег! Там – минус сорок!
И ветром давишься подчас!
Но этот край мне очень дорог –
В моём он сердце и сейчас

И пусть зимой там нет рассвета,
А от дыхания – куржак.
Там есть весна! Там нету лета! –
Мне не забыть его никак!

– Что объединяет эти отрывки? (Авторы пишут о Ямале.)

– Что описывают поэты? (Они описывают зимнюю северную природу.)

– Надо быть большим мастером, чтобы такую картину нарисовать словами. Это большой труд – найти нужные точные слова. А как вы думаете, какие слова поэты употребили, описывая природу нашего края? (“И станет все как в сказке, словно боги нам сотворили эти чудеса”, “Но этот край мне очень дорог – в моём он сердце и сейчас”.)

– А вы, какими словами описывали бы красоту природы вокруг нас?

– Природа прекрасна.

“Что есть красота и почему её обожествляют? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде” – писал Заболоцкий.

– Давайте подберём прилагательные к слову красота. (Волшебная, истинная, ослепительная, совершенная.)

– Можно эти слова отнести к красоте природы?

Домашнее задание

– Это непросто – просто писать. Это могут великие мастера слова, произведения которых являются для нас образцами. Давайте учиться у них. А ваши старания в этом направлении вы покажете дома, где вам предстоит написать сочинение на тему: “Зима в краю родном”.