Урок развития речи "В мире текстов". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока:

  • дать общее представление о типах речи (повествование, описание и рассуждение), объединенных одной темой "Историческое и культурное наследие России";
  • закреплять навыки выразительного чтения;
  • научить озаглавливать текст, составлять план, определять тему, идею текста;
  • развивать навыки определения и доказательства типа речи;
  • воспитание патриотизма и гордости за свою страну; формирование высокой гражданственной позиции.

Задачи: уметь находить признаки текста, определять тип речи. Уметь применять знания в новой ситуации, строить тексты разного типа речи.

Оборудование: раздаточный материал (приложение 1, приложение 2); презентация слайдов (приложение 3).

Ход урока

Орг.момент. Постановка целей урока (2 мин).

Слово учителя (3 мин.) На доске в качестве наглядности висит карта России.

- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за ёмким словом ОТЕЧЕСТВО, но всё-таки можно сказать: понятие Родины - это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. (В. Песков.)

- Любить Родину невозможно, если вы не знаете её прошлое и настоящее. О том, что наша страна широка, и что в ней много лесов, полей и рек, знают все, но весьма приблизительно. Тем временем, многочисленные культурные и природные памятники, необычные здания и архитектурные находки - хороший повод гордиться своей страной.

Совсем недавно в России прошел конкурс "7 чудес России", на протяжении нескольких месяцев граждане нашей страны выбирали самые редкие, необыкновенные, вызывающие чувство восторга и восхищения места - уголки нашей необъятной Родины.

Организаторы проекта ставили перед собой цель: возродить чувство патриотизма, а также привлечь внимание к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов, располагающихся на территории страны. Итоги конкурса, в ходе которого все желающие могли отдать свой голос за одну из достопримечательностей страны, были объявлены в День независимости России на Красной площади в 2008 г. Почти 26 000 000 голосов россиян определили СЕМЬ чудес нашей страны.

Ими стали (показ слайд-шоу. Слайды № 1 - №8) - 5 мин.[1]

Петергоф - Далеко не все петербуржцы любят Петергоф, ругают эти слепящие блики, эти толпы туристов, но возвращаются и возвращаются в Петергоф, и гостей первым делом везут именно сюда.

Собор Василия Блаженного - Это главный храм Красной площади. Он построен в 1555-1561 годах по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, поэтому "официальное" название храма - храм Покрова Божией Матери.

Мамаев курган и статуя Родины-матери - Название Мамаев курган, как гласит легенда, связано с именем татарского военачальника Мамая. На вершине кургана были когда-то сторожевые дозоры. На самом гребне стоял всадник, зорко всматривался, не появится ли откуда опасность. Застава была учреждена ханом Мамаем. Около сотни отборных и преданнейших воинов посылались им из своей личной охраны для несения сторожевой службы. Хан Мамай знал, что надежный караул может контролировать Волгу и переволоку и тем самым спасет от внезапных нападений на столицу ханства Сарай-Берке.

Эльбрус Двуглавый Эльбрус, высочайшая точка России и Европы, находится на стыке границ Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Западная вершина Эльбруса возвышается над уровнем моря на 5642 метра, восточная - на 5621 метр. Вершины разделены глубокой седловиной. Эльбрус находится в нескольких километрах к северу от Главного Кавказского хребта и соединяется с ним хребтом-перемычкой.

Столбы выветривания - Останцы на горе Мань-Пупу-нёр, или, как их еще называют, "мансийские болваны", представляют собой столбы выветривания. Этот геологический памятник расположен на территории Троицко-Печерского района Коми, в междуречье Ичотляги и Печоры. Высота столбов от 30 до 42 метров.

Байкал - "Славное море, священный Байкал" - так и хочется затянуть неспешный мотив, глядя на пресные волны седого старика, который еще может удивить привыкшее к чудесам человечество. Древний как мир, Байкал существует около 25-30 миллионов лет. При средней продолжительности "жизни" озер в 10-15 миллионов лет, он уже дважды стал рекордсменом.

Долина Гейзеров - Камчатка славится уникальным для России уголком природы - Долиной гейзеров. Клубы пара, фонтаны кипятка, невероятные цвета склонов, по которым струится горячая вода, вместе с буйной зеленью трав и деревьев создают феерическое зрелище. Долина расположена примерно в 160 километрах к северу от Петропавловска-Камчатского.

Творческая письменная работа (10 мин.). Рассуждение.

- Как вы думаете, если б вам представилось выбрать одно из чудес России, место или памятник, которые символизировали бы нашу Родину, что бы вы выбрали и почему? (Слайд № 9 - 1 часть) Докажите. Напишите небольшое высказывание (5 - 7 предложений) по схеме:

Тезис >доказательства >вывод

Чтение и анализ (3 - 4 работ).

- К какому типу речи относятся эти работы? (Рассуждение).

Давайте вспомним теоретический материал.

Заполнение таблицы "Типы речи" (раздаточный материал в Приложении 1). РАССУЖДЕНИЕ.

Храм Василия Блаженного в Москве. Описание. Повествование. (15 мин)

1) Слово учителя: Каждый из вас выбрал символ своей России. А вот послушайте, что сказал один известный советский писатель - К. Федин: "Коробок спичек полезнее для нас собора Василия Блаженного, но, когда мы думаем о России, мы вспоминаем Василия Блаженного, а не коробок спичек". (Слайд № 9 - 2 часть).

Действительно, Храм Василия Блаженного стал визитной карточкой России. Один немецкий путешественник писал в 1840 году: "Церковь производит впечатление изумительное, поражающее европейскую мысль...

2) Ученик читает стихотворение:

Собор Василия Блаженного

Дворец великолепный и надменный,
Творенье рукокрылых мастеров,
Стоял собор, безмолвный и блаженный,
И златотканый вышивал покров...

Стоял он величаво, гордо, пышно;
Неодолимо в сказку он манил -
И мне, как в чутком сне, вдруг стало слышно...
Как колокольчик в сердце зазвонил.
В который раз звонит он лет уж триста?
Не сосчитать бесчисленных звонков!
Казалась роспись волхованьем кисти,
Автографом, дошедшим из веков.

И красоты нездешней отраженью
Я подивился, трепет не тая,
И я не знаю, кто же был блаженней,
Собор ликующий, или, быть может, я?

Давайте взглянем на него.

3) Просмотр фотографий "Собор Василия Блаженного". Чтение справки [3]. (Слайд № 11 )

- Скажите, текст, который мы сейчас озвучили можно отнести к какому типу и стилю речи? Почему вы так решили?

- Если бы вам пришлось описывать храм или одну из его башен, какие средства художественной выразительности вы бы использовали в своем тексте? Запишите их.

Давайте вспомним, отличительные особенности типа описания.

Заполнение таблицы "Типы речи" ОПИСАНИЕ.

4) Ученик-историк (слайд № 12): На Руси вплоть до XIX века не было принято воздвигать скульптурные монументы в память важных исторических событий, их роль выполняли памятные храмы. Собор Покрова, что на Рву - самый значительный и самый необычный из них. Он не предназначен для молебнов - это памятник русской ратной славе, памятник победе.
Храм назван в память о Василии Блаженном, популярном московском юродивом. Много таких святых безумцев бродило по улицам средневековых городов мира. У них была привилегия говорить правду власть имущим - царям, королям, ханам: считалось, что их устами глаголет Бог.

Учитель: В романе известного русского поэта и исторического писателя А.К. Толстого (1817-1875) "Князь Серебряный" из эпохи Ивана Грозного в одном из наиболее драматических эпизодов, рисующих картину массовой зверской казни, появляется и Василий Блаженный:

Работа с текстом (раздаточный материал).

Прочитайте текст.

"Осужденных готовились повести кого к виселицам, кого к котлу, кого к другим орудиям казни. Народ стал громко молиться. "Господи, Господи, - раздавалось на площади, - помилуй их, Господи! Прими скорее их души!" Но в эту минуту толпа заколебалась, все головы обратились в одну сторону и послышались восклицания: "Блаженный идет! Смотрите, смотрите!". В конце площади показался человек лет сорока, с реденькою бородой, бледный, босой, в одной полотняной рубахе. Лицо его было необыкновенно кротко, а на устах играла странная, детски добродушная улыбка: Площадь затихла, казни приостановились. Нагнувшись вперед, гремя веригами и железными крестами, блаженный пробирался сквозь раздвигающуюся толпу и шел прямо на Иоанна.
- Ивашко, Ивашко! Посмотри на блаженного! - сказал он, хватая за узду царского коня. - Что же не велишь казнить и блаженного?
- Ступай, Вася! - сказал нетерпеливо Иоанн, - оставь нас, тебе здесь не место!
- Не уйду! - произнес упорно юродивый, но вдруг засмеялся и стал пальцем показывать на Иоанна. - Смотрите, смотрите, - заговорил он, - что это у него на лбу? У тебя рога на лбу! И голова-то твоя стала песья!
Глаза Иоанна вспыхнули. "Прочь, сумасшедший! - закричал он и, выхватив копье из рук ближайшего стражника, замахнулся на юродивого. Крик негодования раздался в народе. "Не тронь его! - послышалось в толпе. - В наших головах ты волен, а блаженного не тронь!" А юродивый продолжал улыбаться полудетски, полубезумно..."

Задание.

Докажите, что данный фрагмент является текстом, какова его тема? Какую мысль автор хотел донести до читателей? Как мы можем озаглавить данный отрывок?

Составьте план текста

Определите тип речи в тексте. Докажите свое утверждение.

Что говорится о месте и времени действия?

Кто является действующим лицом?

Есть ли в тексте описание? Прочитайте.

Для чего автор вводит в текст повествовательного типа элементы описания?

- Подведем итог, что характерно для повествовательного типа речи?

Заполнение таблицы "Типы речи" ПОВЕСТВОВАНИЕ.

- Василий Блаженный был похоронен в приделе, специально пристроенном в 1588 году к Покровскому храму, которому народная молва присвоила новое имя. Небольшая главка над приделом и сегодня хорошо видна, если смотреть на храм со стороны Красной площади слева.

Подведение итогов урока

Проверочная работа (5 мин)

-Какие типы речи мы сегодня вспомнили с вами?

Проверим, как вы усвоили материал.

Терминологический диктант.

Запишите названия типов речи.

  1. Вам сообщили о том, как выглядит предмет, явление. Вы услышали массу определений.
  2. Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.
  3. Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.

Объяснение домашнего задания (5 мин)

- На Кубани тоже есть свои достопримечательности. Какие необычные места, памятники природы и архитектуры на территории Краснодарского края вам известны?

Дома вам необходимо будет написать небольшое сочинение, избрав один из типов речи (описание, рассуждение или повествование)

Написать мини-сочинение на любую тему:

Почему Кубань является жемчужиной Краснодарского края?

Мои впечатления от ...

Как я отдыхал в ...