Урок-сказка "Снежная королева" по письму. 1-й класс. Тема: "Письмо заглавной и строчной буквы К(к)"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ход урока

  1. Артикуляционная разминка “Попугайчики”.

Учитель и дети хором:

Мы не девочки и не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики,
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй:

(Чтение с доски скороговорки: медленно, затем быстрее): У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

  1. Подготовка к основному этапу.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок письма, он немного волшебный. А знаете почему? Мы отправимся в сказку, а какую - догадайтесь по подсказке:

Узли, нузли, трыкли, врозь,
Успокой и заморозь!
Тьма пускай погубит свет!
Нет тепла, и дружбы нет!

Дети: Снежная королева

Учитель: Кто такая Снежная королева?

Дети: Королева зимы, холода, Севера.

Учитель: В какое время года у нас царит Снежная королева?

Дети: Зимой

Учитель (прикрепляет на доску карточку с её именем СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА): Имя королевы зимы состоит из 2-х слов: Снежная – с заглавной буквы С и королева – с маленькой (строчной ) буквы к. Такое имя ей дал автор. Поэтому нашу работу мы начнём с написания строчной буквы к , которая встретилась нам в имени главной героини сказки.

  1. Основной этап.
  1. Работа над формой -к- строчной и -К- заглавной.

Коррекционно-развивающая техника “Скорая помощь” (снимает эмоциональное напряжение; улучшает работоспособность, развивает межполушарные связи; развивает внимание, мышление).

ИНСТРУКЦИЯ. Верхняя буква каждой строчки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой.

(Плакат на доске)

е ж з и к
л п л в п

Учитель: Рассмотрите правописание буквы к строчной. На своих полосках подчеркните элементы, из которых она состоит. (У каждого ребенка на парте полоска с написанными на ней основными элементами букв).

Показ учителе написания букв к строчной на доске с комментированием. Учащиеся проговаривают букву хором с учителем, пишут её в воздухе, носом и подбородком.

Делайте это максимальным поворотом головы. Буквы должны получаться высокими и широкими (упражнение для снятия усталости). А теперь откройте свои прописи и напишите букву к строчную самостоятельно.

Продолжим нашу работу и повторим каллиграфически правильное написание буквы К заглавной.

  1. Анализ буквы -К- заглавной по образцу на доске. Нахождение знакомых элементов. Показ учителем написания -К- на доске с проговариванием. Учащиеся говорят хором с учителем и пишут букву ручкой в воздухе, локтем, коленом. Работа в прописях.

Взаимопроверка – дети меняются прописями с соседом по парте и под самой красивой строчкой и заглавной буквой -К- рисуют снежинку.

Учитель: Какие еще главные персонажи встретились в сказке?

Дети: Мальчик и девочка. Кай и Герда

(Учитель открывает на доске карточки с именами детей: Кай и Герда)

Учитель: Как написаны имена детей?

Дети: С большой буквы.

Учитель: Почему?

Дети: Имена собственные.

Учитель: Как звали мальчика?

Дети: Кай

Учитель: На какую букву начинается его имя?

Дети: На букву -К- заглавную.

Учитель: Продолжим нашу работу. Найдите среди букв слова. Подчеркните их. Что это за слова?

Ф П И Т З М К И Р А У Н Ц З Н ИА К О Л Я М Ш Ы Г М И

Дети: Имена.

Учитель: Что нужно помнить при написании имен?

Дети: Они пишутся с заглавной буквы.

Учитель: Запишите имена к себе в тетрадь. А теперь рядом с именем девочки запишите имя – Герда, а рядом с именем мальчика - Кай.

  1. Физкультминутка.

Учитель: Когда зимой по улицам в белоснежной карете проезжает Снежная королева, то какие дуют ветры? Покажите. Какие наметаются сугробы? А с неба вместо дождя падают легкие пушистые снежинки.

(Дети кружатся под музыку)

  1. Основной этап.

Учитель: А теперь вернемся в сказку. Где жили дети?

Дети: В соседних домах.

(Учитель показывает иллюстрацию)

Учитель: Что произошло с Каем?

Дети: Ему в глаза и сердце попали осколки зеркала тролля и он стал видеть все вещи в дурном свете — и все хорошее становилось плохим. Сердце Кая превратилось в кусок льда и он перестал любить и уважать окружающих людей. Он стал замкнутым, грубым, бесчувственным и равнодушным ко всем мальчикам.

Учитель: Что же произошло с Каем зимой?

Дети: Его увезла на северный полюс Снежная Королева

Учитель: Что стала делать Герда?

Дети: Отправилась его искать.

Учитель: Почему?

Дети: Она очень любила своего названного брата.

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Учитель: Кого встретила первой на пути девочка?

Дети: Старушку-колдунью.

Учитель: Как старушка поступила с Гердой? Почему?

Дети: Она заколдовала Герду. Ей было очень скучно.

Учитель: Ребята, поможем расколдовать Герду? Чтобы она могла продолжить свой путь. Для этого нужно выбрать и записать слова: корка, норка, корку, норку, норки. А поможет вам в этом подсказка – модель слова.

  • Дети вспоминают, какой звук обозначен синей фишкой (твердый согласный), зеленой (мягкий согласный), красной (гласный). Колокольчик пишется над звонким согласным звуком.
  • Сравниваются модели слов корка – норка.
  • Далее дети записывают выбранные слова в прописи, а учитель - на доске.

Учитель: Итак, Герда расколдована и может продолжать свой путь.

Упражнение для снятия усталости:

Разотрите ладонь о ладонь до ощущения приятного тепла. Помассируйте каждый палец по направлению к ногтю отдельно и вместе, положите одну руку на стол ладонью вниз, а другой рукой, ладонью, поставленной вертикально, производите движения по поверхности положенной на стол руки, имитируя движение пилы. Затем происходит смена рук. (Упражнение повторяется 2-3 раза). Снова разотрите ладони. Согретыми ладонями разотрите ушные раковины. Затем кончиками пальцев более тщательно помассируйте их миллиметр за миллиметром, начиная от мочки уха вверх и обратно. После этого указательные пальцы вставьте в ушные отверстия и повибрируйте ими, как бы освобождая их от воды, стряхните кистями рук воображаемую воду.

Учитель: Сказка продолжается. К кому после старушки-колдуньи попала Герда во время своего странствия?

Дети: К принцессе.

Учитель: Что думала Герда?

Дети: Что принц -- это Кай.

Учитель: Как поступили с Гердой принц и принцесса?

Дети: Они помогли ей – дали золотую карету, запряженную лошадьми, и теплую одежду.

(Учитель вешает на доску картинку с изображением кареты).

Учитель: Но, чтобы карета могла ехать, а Герда продолжить свой путь, необходимо выполнить следующее задание: нам нужно закрыть окошечки кареты, чтобы холодный северный ветер не задувал внутрь и не заморозил Герду. А окошечки закроются лишь тогда, когда мы изменим слова по образцу.

Образец: уроки – урок

  • реки - ?
  • книги - ?
  • окна - ?

-Что мне нужно изменить и как?

Дети: Первые слова стоят во множественном числе, а их необходимо поставить в единственное число.

Учитель: Запишите полученные слова в прописи, но для этого их нужно зашифровать: гласные буквы пишем, а вместо согласных ставим черточки. (Все дети работают в прописях, а один человек – у доски. Затем фронтальная проверка.)

  • река – е – а
  • книга - - и – а
  • окно о - - о

Итак, ребята, задание нами выполнено и Герда отправилась дальше. И вот ее карета въехала в пустой темный лес. Что же там приключилось с Гердой?

Дети: Ее забрали в плен разбойники и отвели в свой замок.

Учитель: Почему разбойники не убили девочку?

Дети: Им не позволила маленькая разбойница.

Учитель: Почему маленькая разбойница пожалела Герду?

Дети: Она была одинока и ей понравилась девочка.

Учитель: Что сказала маленькой разбойнице Герда?

Дети: Что она идет на Северный полюс к Снежной Королеве выручать своего названного брата Кая.

Учитель: И тогда маленькая разбойница дала Герде Северного оленя, чтобы он отвез ее к замку Снежной Королевы. (Учитель прикрепляет к доске картинку с изображением Северного оленя). Но прежде, чем ее отпустить, маленькая разбойница поставила условие: кто же красивее перепишет предложения, записанные печатными буквами, прописными буквами. Но разбойница напоминает вам:

Ученик, ты будешь славный,
Коль начнешь писать с заглавной,
И возьмешь в соображенье,
Точкой кончить предложенье.

  1. Контроль и взаимопроверка (работа в парах).

Учитель: Задание маленькой разбойницы выполнено, и Северный олень привез Герду прямо к замку Снежной Королевы. (Учитель прикрепляет на доску картинку с замком Снежной королевы). Когда Герда вошла в замок, то кого она увидела?

Дети: Кая.

Учитель: Узнал ли ее Кай?

Дети: Его сердце превратилось в кусок льда, и он забыл всех людей, которые любили его.

Учитель: Как Герде удалось расколдовать Кая?

Дети: Ее горячие слезы упали на грудь Кая и растопили ледяную корку на его сердце.

Учитель: Какие чувства помогли Герде расколдовать Кая?

Дети: Любовь, доброта, верность и смелость.

Учитель: Ребята, значит, значит самыми сильными и вечными будут какие чувства? Какие чувства всегда будут одерживать победы над холодностью, бездушием и безразличием к окружающим тебя людям?

Дети: Любовь, дружба, смелость, спокойствие, доброе сердце.

Учитель: Что же стали делать дети после того, как Кай стал прежним?

Дети: Они вернулись домой.

Учитель: Почему во время их обратного пути расцветали цветы и зеленела трава?

Дети: Власть Снежной королевы закончилась и наступила весна.

  1. Итог урока

Учитель: В какой сказке побывали сегодня на уроке?

Дети: В сказке Андерсена “Снежная королева”.

Учитель: Написание каких букв изучали сегодня на уроке?

Дети: Буквы -к- строчной и -К- заглавной.

Учитель: Все вы, ребята, сегодня хорошо работали на уроке. Все вы старались написать буквы и слова красиво. Молодцы!